Усадьба князей голицыных в больших вяземах. Усадьба голицыных большие вяземы. Библиотека отечественной литературы

Усадьба Большие Вязёмы находится в одноименном поселке Одинцовского района, недалеко от города Голицыно. На территории усадьбы находятся сооружения XVI-XIX веков. Вместе с усадьбой Захарово она входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина, созданный в 1987 г.

История усадьбы «Большие Вязёмы»

Усадьба в Вязёмах — это очень значимый архитектурный и литературный исторический памятник. Помимо того что здесь часто бывал великий русский поэт, это место в разные годы посещали многие известные личности.

Большая история усадьбы началась в XVI веке, после того как царь Федор Иоанович подарил эти земли Борису Годунову, который затеял здесь большое строительство. Например, плотина запрудившая р. Вяземку была построена по его указу и сохранилась до наших дней. Также, при нем была построена одна из старейших церквей Подмосковья, также сохранившихся до наших дней — Спасо-Преображенский собор.

Остальные постройки, включая терем Годунова не сохранились.

В смутное время усадьба стала загородной резиденцией Лжедмитрия I. При Петре I была подарена князю Борису Голицыну, после чего на долгие годы стала имением князей Голицыных.

Усадьба Вяземы XVIII век. Вид со стороны Смоленской догори (Можайского ш.)

Интересные факты об усадьбе Вязёмы

  1. Именно в этой усадьбе, на балу, Пушкин познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой.
  2. Княгиня Наталья Петровна Голицына, жившая здесь, послужила прототипом старой графини из повести Пушкина «Пиковая дама».
  3. Сама усадьба стала прототипом имения Евгения Онегина, описанного в одноименном произведении поэта.

Территория Музея-заповедника А. Пушкина в Вяземах

Территория усадьбы насыщенна различными историческими объектами. Особенно здесь интересно летом, когда открыта лодочная станция и конный двор. Но и зимой здесь есть на что посмотреть.

В первую очередь это конечно же Спасо-Преображенский собор с его нехарактерной для архитектуры этих мест звонницей.

Под стенами собора покоится подполковник Герасим Осоргин.

А ещё здесь можно увидеть могилу младшего брата Пушкина, умершего в шестилетнем возрасте.

На всей территории усадьбы множество указателей и QR кодов, благодаря которым можно моментально узнать всю необходимую информацию об экспонате.

Центральным зданием усадьбы является дворец Голицыных, построенный в 1784 году.

Сейчас в этом здании находится музей Пушкина, в котором представлены экспонаты связанные не только с поэтом. Вход платный, однако в некоторые дни вход в музей бывает свободный, например в .

Рядом с дворцом располагается парк, в котором мы можем наблюдать несколько памятников.

Первый посвящен Дмитрию Владимировичу Голицыну. Участнику войны 1812 года, а также хозяину усадьбы в период с 1813 по 1844 гг.

Второй установлен в честь самого Александа Сергеевича Пушкина.

И третий установлен в память остановки здесь русской и французской армий во время Отечественной войны 1812 года. Сначала, во время отступления к Москве здесь отсанавливался Кутузов, а затем и Наполеон.

Вообще здесь ещё много чего интересного есть. Приезжайте и посмотрите сами!

Адрес и схема презда

Адрес: Московская область, Одинцовский район, пос. Большие Вяземы.

Как добраться своим ходом: Доезжаете до станции Голицыно (Белорусская ветка), далее автобусом №38, №50, маршрутным такси №38, №79, №1055 до остановки «Институт» (3-я по счёту). От ж.д. станции также можно дойти пешком (время в пути около 20 минут).



Бывшая подмосковная усадьба Большие Вязёмы находится километрах в сорока к западу от Москвы, сразу за Голицыным. С левой стороны шоссе хорошо виден парк и старый усадебный дом.



Находившаяся на старой Смоленской дороге усадьба стала свидетельницей и участницей многих важнейших событий российской истории, она принимала под свой кров Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Марину Мнишек, Кутузова, Наполеона...


В конце 16-го столетия Большие Вязёмы были загородной резиденцией Бориса Годунова. Когда поместье попало в руки всесильного боярина, точно неизвестно, но первое упоминание об этом факте относится к 1585-му году. Годунов любил свою подмосковную усадьбу и обустроил её красиво и основательно. При нём были отстроены большой деревянный дворец, церковь, многочисленные хозяйственные постройки, разбиты фруктовые сады, выкопан пруд с каменной плотиной на речке Вязёмке.




Деревянный дворец сгорел в 1618-м году, когда к Москве подступали польские войска, а вот великолепная годуновская церковь Живоначальной Троицы, позже переименованная в Преображенскую, сохранилась.




Четырёхстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трёх сторон окружён крытыми двухъярусными галереями.







Стены здания сложены из белого камня, а венчающие части и галереи - из кирпича.




Внутри сохранились фрески конца 16-го столетия.


У восточной стены храма в 1807-м году был похоронен шестилетний Николай Пушкин, младший брат поэта.



Рядом с церковью на высокой террасе стоит совершенно уникальная для Подмосковья звонница.





К середине 19-го века годуновская звонница сильно обветшала, и её уже было вознамерились разобрать. К счастью, владелец Больших Вязём князь Голицын не допустил расправы с историческим памятником, правда, в качестве компенсации он разрешил пристроить к древнему храму новую колокольню. Эту новодельную колокольню разобрали во время реставрационных работ в 1950-хх.


Живописную группу храмовых построек окружает копия ограды 18-го века.








К одному из углов ограды примыкает маленький дом причта.




После смерти Годунова Большие Вязёмы числились дворцовым селом. В 1694-м году Пётр I пожаловал бывшие годуновские владения своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В 1766-м году владельцем поместья стал его правнук Николай Михайлович Голицын, который в 1770/1780-е г.г. отстроил новый усадебный комплекс, с некоторыми изменениями доживший до наших дней.


Первыми в 1771-м году были возведены парные кирпичные корпуса: гостевой и кухонный флигели.






Стоящее чуть поодаль ещё одно двухэтажное, похожее на флигель здание никакого отношения к старой усадьбе не имеет, оно было построено в 1930-х для Школы искусств.




В 1784-м году между флигелями вырос главный усадебный дом, построенный в стиле французского классицизма.






Особенно хорош дом со стороны старого пруда.




Наверху на аттиках - картуши с фамильным гербом Голицыных.




За церковью сохранились некоторые хозяйственные постройки усадьбы. Большой конный двор конца 18-го века был сильно искажён переделками, и сейчас идёт его реставрация.




В главном усадебном доме работает музей. Надо сказать, что музей этот совсем молодой, он возник в конце 1980-х, и своим существованием обязан энтузиастам-подвижникам. Подлинные интерьеры в усадьбе не сохранились, и музейным работникам для создания экспозиции пришлось в буквальном смысле собирать с миру по нитке. В залах главного дома музейные сотрудники попытались частично реконструировать голицынские комнаты. В части помещений размещены экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и знаменитых персонах, так или иначе связанных с ней.


Парадная столовая представляет мебель и посуду 18/19 столетий.











За столовой находится круглая комната-ротонда, из которой был выход в сад.







На старых фотографиях можно посмотреть, как выглядели комнаты в начале 20-го столетия.




Парадная спальня обставлена мебелью светлого дерева.










В доме было две библиотеки. На первом этаже находилось собрание иностранных книг. В 1812-м году в этой большой комнате после Бородинского сражения жил сначала Кутузов, а через день после его отъезда в той же библиотеке, на том же диване спал Наполеон.









На втором этаже при Голицыных находилась библиотека русской литературы.










Во всех залах находятся милые бытовые вещицы, предметы интерьера, портреты.









В бывшей гостиной на втором этаже - постоянно действующая выставка "Мир детства в дворянской усадьбе".
















В одном уже отремонтированном флигеле находится касса музея, киоск с неплохим выбором исторической и краеведческой литературы и выставочные залы.








Также во флигеле размещены переданные в дар музею работы скульптора Нины Конёнковой.




И конечно, часть музейной экспозиции посвящена Пушкину, бывавшему в Больших Вязёмах и проведшему в детстве немало времени в соседнем Захарове.




Расположенное в двух километрах от Больших Вязём сельцо Захарово в 1804-м году купила бабушка будущего поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Каждое лето, с мая по октябрь, в течение шести лет всё семейство Пушкиных проводило в Захарове. Здесь же Пушкины прожили и зиму 1808/1809 г.г.




От усадьбы пушкинского времени сейчас в Захарове остался лишь огромный пруд да несколько вековых деревьев, всё остальное в этом очень юном музее абсолютно новое.








В 1904-м году на фундаменте старого усадебного дома тогдашний владелец Захарова выстроил новое жилище. В 1993-м году при проведении реставрационных работ (!!!) этот дом сгорел. Историкам и реставраторам не удалось найти ни чертежей, ни рисунков, ни даже словесных описаний дома М. А. Ганнибал. Поэтому при воссоздании усадьбы архитекторы взяли за основу типовой проект усадебного дома 18-го века. В 1999-м году к 200-летию со дня рождения Пушкина всего за три месяца в Захарове был отстроен "дом М. А. Ганнибал" и открыт музей.








Очень скромных размеров захаровский дом двухэтажный, второй этаж низкий, антресольный.










В первом этаже дома, в парадных комнатах воссозданы интерьеры пушкинского времени.


Комнаты захаровского дома невелики. В самом просторном помещении, окна которого выходят на террасу с колонным портиком, представлена обстановка Большой гостиной.








Мебель и предметы интерьера, разумеется, никакого отношения к семье Пушкиных-Ганнибалов не имеют, они собраны из различных музейных фондов.











В небольшой угловой комнатке показано, как мог бы выглядеть кабинет хозяйки усадьбы.










В коридоре - небольшая коллекция старых сундуков.





Ещё одно, тоже весьма скромных размеров угловое помещение с альковом представляет собой реконструкцию детской игровой и классной комнаты.



Тут можно увидеть и парту, и наглядные учебные пособия.








Несколько бóльших размеров комната отведена под столовую.









И, наконец, в последнем помещении экспозиции, как дань памяти Арины Родионовны, собраны предметы крестьянского быта.










Конечно жаль, что в экспозиции нет мемориальных предметов. Тем не менее, музей даёт посетителям возможность узнать, как жили небогатые дворянские семейства - а ведь их было несравнимо больше, чем представителей громких аристократических фамилий с огромными состояниями - в своих подмосковных, калужских, псковских, пензенских и прочих имениях.


Конечно, сам Александр Сергеевич считал, что "Отечество нам Царское Село", тем не менее, в 1830-м году накануне своей свадьбы поэт отправился не куда-нибудь, а именно в Захарово. Видимо, накануне кардинальных жизненных перемен душа потребовала совершить сентиментальное путешествие в детство.


Заехал поэт и в Большие Вязёмы, вдохновившие его в своё время и на "Бориса Годунова", и на "Пиковую даму", прототипом героини которой послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, частенько жившая в усадьбе своего сына.


Логично, что ещё в конце 19-го века родилась идея создания пушкинского заповедника в этом уголке Подмосковья, но лишь столетие спустя благодаря группе энтузиастов на территории Больших Вязём и Захарова появился Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Да, в обеих усадьбах очень много новоделов и очень мало подлинно "вязёмско-захаровских" экспонатов, тем не менее, музей дарит ещё одну возможность окунуться в нашу историю. А кроме того, в обеих усадьбах регулярно устраиваются тематические праздники, концерты, лекции, встречи с писателями и художниками.

В Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (усадьба Вяземы) 10 февраля прошел традиционный день памяти великого русского поэта. В этот день, 10 февраля (29 января) 1837 года, А.С.Пушкин скончался от ранения, полученного на дуэли с Дантесом. Усадьба Вяземы имеет длинную и насыщенную историю, в XVI веке здесь стоял дворец царя Бориса Годунова окруженный крепостными стенами, он же воздвиг здесь церковь Живоначальной Троицы, сохранившуюся до нашего времени. Во времена смуты во дворце проживал Лжедмитрий I, бывала здесь и Мария Мнишек. Вяземы посещали и первые цари Романовы, а Петр I подарил усадьбу князю Борису Голицыну. В 1812 в усадьбе останавливались сначала Кутузов, а затем и Наполеон. Возле Спасо-Преображенской церкови похоронен брат А.С.Пушкина Николай, а имение поэта находится неподалеку в Захарово.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2016г.

Историческая справка:
Поселение на месте современной усадьбы Вяземы существует еще с XIV века. Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века, при Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство.
При нем здесь был построен деревянный загородный дворец, каменные звонница и пятиглавый Троицкий храм, сооружена плотина на р. Вязёмке. Здесь же располагались деревянная церковь Николая Чудотворца и монастырь Иоанна Богослова, который возник еще в догодуновское время. Ансамбль подмосковной царской резиденции окружали ров, вал и деревянная стена с шестью башнями, отчего Вязёмы приобрели вид крепости - «острога».
После смерти Бориса Годунова Вязёмы перешли к Лжедмитрию I, который зимой 1606 г. устроил здесь «потешную баталию» немецкой гвардии и польской конницы с московскими боярами. В мае этого же года в Вязёмах, по пути в Москву, на пять дней останавливалась Марина Мнишек. После её отъезда в селе случился пожар, обративший в пепел 30 крестьянских дворов. В 1611 г. здесь проходили переговоры о мире с Яном Сапегой.
В 1618 г. деревянный дворец Бориса Годунова вместе с «острогом» сгорел, а место, где он стоял, позже было застроено. Во время Смуты сгорели монастырь Иоанна Богослова и Никольская церковь. После «Московского разорения» от бывшей царской резиденции остались только Троицкая церковь, звонница и плотина.
В Троицкой церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в в Звенигород.
В 1694 году Пётр I пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну. В XVIII веке рядом с собором был выстроен дом причта, который вместе с собором и звонницей был огорожен каменной оградой. Во второй половине XVIII века при правнуке Бориса Алексеевича — Николае Михайловиче Голицыне (1729—1793) были построены дворец (1784 г.) и два флигеля (1770-е гг.), тогда же разбит регулярный парк.
В 1812 году в усадьбе останавливался М.И.Кутузов, а позднее и Наполеон. В память об этих событиях на территории усадьбы установлен памятный знак. В 1820 году был построен каменный мост через Вяземку. В разное время усадьбу посещали Павел I, Н.М.Пржевальский, В.Я.Брюсов, Л.Н.Толстой. С усадьбой связано имя Александра Сергеевича Пушкина. В нескольких километрах отсюда находилось имение Ганнибалов — Захарово, в котором поэт провёл своё детство. У стены церкви похоронен младший брат А. Пушкина — Николенька, умерший во младенчестве.
В 1987 году на территории усадьбы был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (ГИЛМЗ А. С. Пушкина).
Сейчас на территории усадьбы действует несколько выставок:
- (рекомендую к обязательному посещению всем);
- музей Бориса Годунова на 2-м этаже конного двора (рекомендую любителям археологии);
- выставка современных пейзажистов на 3-м этаже конного двора;
- «Мастерская скульптора», музей Н. А. Коненковой в восточном флигеле (деревянные скульптуры).
Источники: интернет, википедия, книга А.В.Алексеева "Церковные древности Звенигородской земли"

1. Схема музея заповедника А.С.Пушкина усадьбы Вяземы

2. Село Вяземы князя Д.В.Голицына,

3. Вид усадьбы Вяземы, литография В.Тимма, 1850-е гг., из экспозиции, равсположенной во дворце

4. Бюст Пушкина у входа в музей

5. Конный двор после реставрации. В XVI-XVII в. на этом месте был дворец царя Бориса Годунова (сгорел в 1618 г.), основание которого обнаружили при археологических раскопках (черновой пол, остатки стен, деревянные трубы, терракотовые изразцы и т.п.). Сейчас в здании конного двора действует выставка, посвященная Борису Годунову, а на третьем этаже выставка современных пейзажистов

6. Скульптура коня

7. Музей Бориса Годунова. На ветринах найденные при раскопках детали дворца Бориса Годунова. В центре виден экран, на котором показываются интересные слайды о истории дворца Бориса Годунова и производимых археологических раскопках, рекомендую к просмотру

8. Правый флигель конного двора

9. Левый флигель конного двора, сейчас здесь детский центр

10. Спасо-Преображенская церковь (первоначально Живоначальной Троицы), возведена Борисом Годуновым в 1598 г., освящена в 1600 г. В смутное время был разорен польскими интервентами. В церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Переименовал церковь в Преображенскую князь Б.А Голицын, которому отписал Вяземы Петр I. В 1812 году церковь вновь разорили, на этот раз французы. В 1930-е гг. церковь была закрыта, а снова открылась в 1992 г.

11. Спасо-Преображенская церковь и звонница, построенная еще до церкви, в 80-х гг. XVI века

12.

13.

14.

14.

16. Звонница, 80-е гг. XVI века

17.

18. Ограда вокруг церкви построена в конце XVIII века

19. Некрополь

20. Могила брата А.С.Пушкина - Николая

21.

22.

23. Надгробный памятник с могилы Петра Васильевича Дурново, XVIII век. Происходит с территории Саввино-Сторожевского монастыря, где до революции у стен Рождественского собора находилась усыпальница рода Дурново. После закрытия обители в 1919 г. и уничтожения монастырского некрополя, это надгробие было вывезено за город и сброшено в карьер. Несколько лет назад оно было случайно обнаружено местными жителями и перевезено в усадьбу Вяземы. Памятник типа "Муфтированная колонна" (колонна перебитая кубом), имел четкую сословную принадлежность и устанавливался только на могилах дворян

24.

25. Уникальный надгробный памятник, уникален своей эпитафией. Надгробие из белого камня, детское, крестьянское, перевезенно со старого кладбища с. Крымское. Выполнено в виде часовенного столба. Интересна и трогательна стихотворная эпитафия: "Подъ симъ камнемь покоица младенецъ Сергеи Шуствъ ро 1913 июля 15 скончался 1916 года 19 август. Стихъ. Тиши лис(т)ья не шумитя моего Серожа спить крепкимъ сномъ подъ каменымъ крестомъ онъ спитъ почиваить почиваить папу с мамуй ожыдаить"

26.

27. Средневековое надгробие, 1599 год

28. оно же, видна надпись, узор в виде косички и вилообразный крест

29. Под снегом находятся средневековые надгробия (с вилообразным крестом), найденные в Звенигороде и Кубинке. Полный список средневековых надгробий с вилообразным крестом, размещенных в моем блоге смотрите

30. Памятник А.С. Пушкину, скульптор Ю.С.Динес, архитектор А.В.Климочкин, установлен в 1999 г. к 200-летию со дня рождения поэта

31. Западный флигель, 70-е гг. XVIII века

32. Дворец, 1784 год. Сейчас здесь два этажа занимает музей, где воссоздана обстановка XVIII-начала XX века, а залы посвящены разным эпохам и владельцам усадьбы Вяземы. Фото-экскурсию по дворцу можно совершить

33. Памятник живой природы местного значения - тополь белый, возраст 90 лет. Вообще, на территории усадьбы практически все липы возрастом 160-175 лет и они также являются памятником живой природы

34. Дворец Голицына со стороны пруда

35. Панорама: восточный флигель, дворец, детская школа исскуств (1930 г.)

36. Памятный знак остановки русской и французской армии в августе 1812 г., 2002 г. В усадьбе Вяземы в 1812 г. после Бородинского сражения сначала при отступлении остановилась русская армия, а затем наступающая французская

В один из погожих осенних дней, поехали мы в Большие Вязёмы, посмотреть на величественный Спасо-Преображенский храм, обстановку усадебного дома, здание конюшни и окружающие все это ландшафты. Происхождение слова «Вязёмы» точно не установлено. Существуют две основные теории. Согласно первой слово происходит от славянского «вязкий», возможно это связано с вязкими берегами речки протекающей по территории усадьбы носящей схожее с усадьбой название Большая Вяземка. Другая теория относит слово «вязема» к финно-угорским корням, характерное для гидронимики Русского Севера (реки Кама, Лакшма, Лекшма, Падма).





Памятник А.С. Пушкину. 1999 год.
скульптор Ю.С. Динес, архитектор А.В. Климочкин.


Усадебный парк. Осень.

В далеком 1585 году, царь Федор Иоаннович пожаловал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову, и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века в имении был выстроен пятиглавый храм во имя Преображения Господня со звонницей.

Весь комплекс усадебных построек, был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс представлял собой хорошо защищенную, мощную крепость. До нащих дней оборонительные сооружения усадьбы не дошли, оно и понятно, надобность в них отпала давным давно.


Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы


В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия - здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606 года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.


Домик причта


Церковно-приходская школа. Здание современное.


Нижний Голицынский пруд, на реке Большая Вяземка. Также известен под названием Государев пруд.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмы были приписаны к дворцовому ведомству. А в 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну, "за спасение во время стрелецкого бунта". Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, считая своим главным имением Дубровицы, князь приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём. Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую, заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого, император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 годах. Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным. О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома.


Дальше будет много снимков внутреннего убранства усадебного дома, который наверное правильнее называть виллой.











Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения, на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов. А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон. Во дворце Голицына был размещен дракунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.


Знак в память остановки в Вязёмах двух армий во время Отечественной войны 1812 года.

В 1882 году в имении появляется новый владелец - сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын. С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году новый владелец устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок, под который отводится часть земли, отделенная железной дорого. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы.
Перемены, которые принес в Россию 1917 год, не обошли стороной и усадьбу Голицыных.


Поднимаемся на второй этаж. Еще много снимков внутреннего убранства усадебного дома.











Осенью 1918 года и весной 1919 года из усадьбы в Национальный музейный фонд было вывезено более 60 предметов представляющих культурно-историческую ценность, среди которых была гравюра с изображением родословного древа князей Голицыных. Фамильные драгоценности семьи Голицыных были позднее переданы в Оружейную палату. Была роздано по библиотекам уникальная коллекция книг, более 30 тысяч томов, собранная Дмитрием Владимировичем Голицыным. Усадьба использовалась как колония для беспризорных, потом как санаторий для старых большевиков, училище летчиков и парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь. К слову сказать, во время Первой Мировой войны, здесь так же располагался лазарет на 50 коек.


Бывшая конюшня. В настоящее время идет ее реставрация.

После закрытия госпиталя на территории усадьбы разместился учебный зоотехнический институт коневодства, который курировал лично Семен Михайлович Буденный, неоднократно приезжавший в усадьбу. В 1952 г. он заложил первый камень в фундамент нового здания института.


Школа искусств, в прошлом здание института коневодства.

Недалеко от Больших Вязём расположена усадьба Захарово - бывшее имение бабушки великого русского поэта Марии Алексеевны Ганнибал. Здесь, в подмосковной бабушкиной усадьбе будущий поэт впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, познакомился с крестьянским бытом. Эти первые детские впечатления формировали его жизненные взгляды. В этих подмосковных местах он начал писать свои первые стихи.


Старый дом возле площадки отстоя туристических автобусов.



Еще один памятник Александру Пушкину в усадьбе Большие Вяземы.

В период с 1805 по 1830 годы Пушкин часто приезжал в Большие Вязёмы из бабушкиного имения. Поскольку в Захарово не было церкви, семейство Пушкины ездили на службы в Большие Вязёмы. Один из приездов в Захарово в 1807 году был омрачен трагическими событиями - умер младший брат Николай. Похоронен Николай был у ограды Спасо-Преображенского храма на территории усадьбы, со стороны апсид.


Могила брата Пушкина - Николая, который умер в шестилетнем возрасте.


Рядом еще несколько старинных надгробий.

С Большими Вязёмами связана и история любви Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой. Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову. Усадьба Большие Вязёмы не раз встречается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы - стали основой для описания имения Онегина. Сейчас усадьба Большие Вяземы, как и усадьба Захарово, входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Во дворце Голицыных, среди интерьеров XVIII —XIX вв. проводятся Голицынские чтения «История Отечества». Добраться до усадьбы можно от Белорусского вокзала эектричкой до остановки "Стация Голицыно". От станции пешком около 1 км. От станции можно добираться также автобусом или маршрутными такси. Не вздумайте выходить на станции «Малые Вяземы» заплутаете и потеряетесь. На автомобиле надо выезжать по Можайскому шоссе. Не заезжая в сам поселок Вяземы, перед мостом повернуть налево, и через приблизительно 200 метров повернуть направо к автостоянке у Преображенской церкви.

Усадьба Вязёмы (Россия, Московская область, Одинцовский район, Большие Вяземы), чуть в стороне от Можайского шоссе

Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Белорусского вокзала электропоездом до станции Голицыно, далее автобусом №38, №39, №50 или маршрутным такси №38, №39, №79 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком (~ 1 км). На автобусе или автомашине: 44 км Можайского шоссе.

Схема проезда

Впервые данное название встречается в документах XVI века, начиная с 1556 года. При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. В конце XVI в. здесь значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда» — сообщает Пискарёвский летописец. Тогда же была построена звонница псковского типа, нехарактерная для этих мест по своей архитектуре. Когда Вязёмы отошли к Борису Годунову, неизвестно; первое упоминание об этом приурочено к 1585—1586 гг. Был при Годунове в селе боярский дом, многочисленные службы, и фруктовые сады. Но своей известностью село все — таки обязано церкви Преображения Господня.
Монументальный, четырёхстолпный храм на высоком арочном подклете необычайно красив. По бокам здание имеет два придела, завершённые рядами кокошников и малыми главами. Фасады расчленены лопатками на три прясла и завершены полукруглыми закомарами. Щелевидные окна в профилированных амбразурах обрамляют архивольты. С трёх сторон здание огибает гульбище на аркадах. Завершён храм каноническим пятиглавием.

В конце XVII в., а точнее — в 1694 г. усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Б.А. Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта». Новый владелец не рассматривал Вязёмы как свою главную вотчину, основное внимание он отдавал другому пожалованному имению — Дубровицам.
Усадебный дом был выстроен «Мая 1-го дня 1784 года» правнуком Б.А. Голицына — отставным полковником Николаем Михайловичем. Строгая архитектура здания уже несколько архаична для конца XVIII в. и кажется скорее принадлежащей петровскому времени. Флигели построены ранее главного дома: левый — в 1771-м, правый — в 1772 году.
Местные жители нарекли голицынский дворец — «Дом Пиковой дамы». Прототипом героини пушкинской повести была княгиня Н.П. Голицына — властная женщина, пользовавшаяся исключительным влиянием при дворе, дожившая почти до столетнего возраста. Большими Вязёмами владел её сын — Борис Владимирович Голицын. Таким образом, «Пиковая дама», вопреки распространённому мнению, никогда не была хозяйкой Вязём. Но она часто наезжала сюда, осуществляя бдительный контроль за имуществом своего рода.
Ныне все усадебные постройки отремонтированы, в главном усадебном доме — музей, храм — отдан верующим.

  1. Главный дом
  2. Гостевой флигель
  3. Кухонные флигель
  4. Церковь
  5. Звонница
  6. Сторожка
  7. Ограда церкви
  8. Конный двор
  9. Флигели на конном дворе
  10. Памятник А.С. Пушкину
  11. Регулярный парк

План усадьбы 1949 г. по обмерам Е.П. Щукиной




Архивные материалы усадьбы Вяземы




Персоналии

Б.В. ГОЛИЦЫН, 1769-1813, сын бригадира князя Владимира Борисовича и княгини Натальи Петровны, рожденной графини Чернышевой, старший брат Московского генерал-губернатора, светлейшего князя Дмитрия Владимировича, родился 6 января 1769 г.; начал службу в 1781 г. в Семеновском полку, в котором и служил до 1796 г., до чина полковника. В Польскую войну 1794 г. награжден орденом св. Георгия 4-й ст. В 1798 г. произведен в генерал-майоры, а в следующем году в генерал-лейтенанты. Это была эпоха кратковременного, но богатого неожиданностями царствованья Павла I, в котором за необычайными милостями нередко следовала столь же быстрая опала лица, еще накануне пользовавшаяся почестями и влиянием. Князь Голицын, по видимому, не избег участи многих: 24 Марта 1800 г. он был уволен от службы, «за то, что приказал бить в барабан перед домом германского консула в Риге Тромповского так долго, что младенец оного Тромповского от испугу умер». По вступлении на престол Императора Александра, он снова принят на службу (26 Марта 1801 г.) и затем последовательно сделан шефом Павловского гренадерского полка (1802 г.) и инспектором по инфантерии Смоленской инспекции. Принимал участие в главнейших сражениях Отечественной войны 1812 г. и был ранен под Бородином; от этой раны он и умер в Вильне 6 Января 1813 г.; погребен в церкви села Большие Вязёмы, Московской губернии.
Князь Голицын был холост, но после него остались две дочери «Зеленские», из которых одна была замужем за профессором С.П. Шевыревым, а другая, Анна Борисовна, за Тверским губернатором Бакуниным. Княгиня Тат. Вас. Голицына, жена его брата, «по доброте, взяла этих сироток к себе и воспитывала, но от старой княгини (мать князя, „princesse moustache“) существование их скрывали».
В русской литературе князь Голицын известен как писатель — беллитрист, поэт и критик. Получив прекрасное домашнее образование, он превосходно изучил иностранную, особенно французскую, литературу и в совершенстве владея языком Мольера и Pacинa, о чем свидетельствует целый ряд литературно-критических его сочинений на французском языке.
В русской литературе Голицын писал под псевдонимом Дм. Пименова и печатал критические статьи и стихотворения в журналах того времени. В 1809 г. им изданы в Москве,Нравственные рассуждения герцога де-ла-Рошфуко, пер. с Французского", о которых С. Н. Глинка говорить: «Он очень удачно перевел Рошфукольдовы мысли и напечатал их под чужим именем».
По отзыву того же Глинки, князь Голицын был истинно -русским человеком в душе и по убеждениям. «Я хочу учиться в Poccии по-русски», говорил он, и быть русским. Много читал я по-французски и к стыду моему мало занимался русским. Катон Старший принялся за греческую азбуку; некоторые осуждали его за это, но не я. Приступая к русскому учению, скажу по-русски: «век живи, век учись». Он убедил Мерзлякова преподавать ему русскую словесность, Калайдовича - русскую историю. Князь Б. В. Голицын завел у себя pycские вечера, на которых читалось все русское, при чем хозяин дома прослыл, чтобы его останавливали, когда к русскому он примешает французское. Как великолепный танцор, он имел прозвище «Boris-Yestris»; по отзыву современницы, был «очень хорош собой, умен и по своему времени получил воспитание как немногие».

(С портрета, писанного Изабе; собственность князя Н. И. Оболенского, в Москве)

В.В. Суслов Церковь Преображения Господня и звонница, в селе Вяземах, Московской губернии, Звенигородского уезда

В.В. Суслов Памятники древне-русского зодчества, в. 2, Санкт-Петербург, 1896

Означенное село, Вяземскаго стана, находится в 15 верстах к Ю-В. от г. Звенигорода, близ Смоленскаго тракта, при реке Вяземке (1). Оно принадлежало Царю Борису Федоровичу Годунову (ум. 1605 г.), a после смерти его было причислено к Дворцовому ведомству.
В конце XVI ст. здесь существовала каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, время построения которой осталось неизвестным (2). В 1680 г. она была причислена к Загородской десятине.
Кроме Троицкой церкви, в селе Вяземах находились в XVI ст. храм во имя Николая Чудотворца с приделами (Афанасия Александрийского, Сергия Радонежского и благоверных князей Бориса и Глеба) и монастырь Иоанна Богослова. Оба храма уничтожены в XVII ст., вместе с крестьянскими дворами, Литвою.
В писцовых книгах 7139 — 7141 (1631—1633) г. — между прочим, упоминается: «... да под селом Вяземою государев пруд каменная плотина,...».
Под 7154 (1646) г. указывается, что «в селе Никольском, на Вяземе, церковь Живоначальная Троицы, да в пределе церковь Николы Чудотворца, а иные пределы стоят пусты без пения...» (3).
По писцовым книгам стольника Ивана Афросимова, да подъячего Ивана Васильева 183, 184 и 185 (1675 - 1677) гг.- «село Никольское, Вязема тож, по обе стороны речки Вяземы, а в селе церковь каменная во имя Живоначальная Троицы, да у той же церкви два предела каменные ж: предел Благовещения Пресвятой Богородицы, да предел Архистратига Михаила не освящены, да близ той церкви место, что был монастырь Иоанна Богослова, да место церковное Николы Чудотворца с пределы,...».
7202 (1694) г. Марта 23, по именному великих государей указу, дворцовое село Вяземы пожаловано боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну в вотчину, и в том же году утверждено за ним отказною книгою. В это время в селе, кроме Троицкой церкви, существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца со всякою церковного утварью (4). В 1701 г. князь Борис Алексеевич Голицын разделил вотчины между детьми своими князьями Алексеем, Сергеем и Василием. Последнему досталось село Никольское, - Вяземы, в котором находилась в 1702 г. каменная церковь во имя Преображения Господня.
После князя Василия Борисовича Голицына имением владел его сын, князь Михаил Васильевич (ум. 13 Января 1749 г.), а от него перешло к его вдове — кн. Авдотье Михайловне с детьми князьями Николаем, Василием и Александром. Последние в 1755 г.- разделили имение между собою, и село Вяземы досталось князю Николаю Михайловичу Голицыну (5).
Некоторые указания о селе Вяземах встречаем, между прочим, в дневнике Марины Мнишек (6), где говорится: «2 Мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе, в 6 милях от Москвы. Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нем есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы». В другом месте описывается, что «дворец деревянный, но красивый и даже великолепный. Дверные замки в нем вызолоченные червонным золотом; печки зеленые, а некоторые обведены серебряными решетками». В дневнике послов польских Олесницкого и Гонсевского (16o6 г.) указывается, что «в Вяземе — есть каменная церковь; ограда оной, с шестью острыми деревянными башнями, похожа на крепость» (7).
В существующих описаниях села Вяземы является странным то обстоятельство, что ранее 1702 г. о церкви Преображения Господня не упоминается. Время построения её, таким образом, становится гадательным. Местные жители приписывают постройку этой церкви царю Борису Годунову и относят к одному времени с постройкою колокольни Ивана Великого в Москве. Это предание, судя по общим архитектурным формам и деталям храма, является вполне вероятным, на что отчасти указывает и корона, сохранившаяся на средней главe.
Церковь Преображения Господня уцелела почти в первобытном её виде, — уничтожена только лестница, ведущая во второй этаж церкви. На основании местных указаний, она была открытою и вела прямо к средней арке верхней галереи. По этим указаниям, лестница на чертежах реставрирована.
Рассматриваемая церковь имеет обычное, по своему времени, устройство; с двумя приделами, подцерковьем и двухэтажною открытою галереей. Сложена она, видимо, вся из белого камня, по крайней мере лицевые стороны церкви, за исключением барабанов и закомар главного четырехугольника, облицованы белым камнем. Верхняя части сложены из кирпича без облицовки. Была ли покрыта церковь первоначально по сводам, или, как в настоящее время, четырехскатною крышею, сказать трудно. По аналогии с другими церковными памятниками того же периода, приходится высказаться за первое.
Наружные украшения имеют довольно мелкие профили, которые по характеру своему, как и впадинки на пилястрах (выше галереи), указывают на некоторое влияние в постройке итальянской архитектуры.
Западная часть храма несколько вытянута и потому под малыми барабанами устроены особые арочки. В церковных приделах барабаны поставлены каждый на четырех арочках, из которых одни идут по северо-южному направлению, а другие (ползучие) в обратном порядке и опираются в щековые поверхности первых. Дверь из галереи в северный придел расширена. Стенки, отделяющие алтарь от церкви, к которым приставлен иконостас - низенькие и имеют вид преграды. Построение церкви довольно правильное в отношении симметрии и точности размеров, что в древне-русских храмах встречается сравнительно редко.
В нескольких саженях от храма, на северо-запад, находится очень интересная каменная звонница. Она совершенно сохранилась в первобытном виде, за исключением верхнего покрытия стен, совсем не уцелевшего. Реставрация крыш показана в перспективном виде постройки. Помост звонницы и лестница поддерживаются открытым извне коробовым сводом. С площадки звонницы проведены сквозь перила каменные желоба. Звонница сложена из кирпича; горизонтальные карнизики сделаны из каменных плит и профили их напоминают наличники самой церкви. По общему впечатление, звонница кажется одновременной постройки с церковью. Колоколов на звоннице в настоящее время не находится и здание представляется несколько запущенным.

  1. Семенов «Географическо-Статистический словарь» т. I 1862 г. стр. 585
  2. Об этой церкви находим указание в приходных книгах Патриаршего Каз. Приказа за 7136 (1628 г.) и в переписных книгах из города Дмитрова, Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима. В и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.», вып. III
  3. Под 7164 (1655) г., говорится что «декабря 8 патриарх (Никон) ходил в государево дворцовое село Вязему встречать государя...»
  4. Выше было указано, что храм Николая Чудотворца был уничтожен Литвою; здесь же снова говорится о существующей церкви Николая Чудотворца; была ли церковь только разорена или построена вновь, из дела не видно
  5. В. и Г. Холмогоровых «Историчесте материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.», вып. III, стр. 195 - 200
  6. Устрялов «Сказание современников о Димитрии Самозванце»
  7. Там же стр. 123 Означенного дворца и башен в настоящее время не существует

С. Веселовский Усадьба Большие Вяземы

Живя в Захарове, Пушкины часто посещали находящиеся вблизи Большие Вяземы. Здесь все было овеяно древними преданиями о бывшем владельце этих мест Борисе Годунове. «Там указывают еще на пруды, будто бы вырытые по его по велению... Вероятно, молодому Пушкину часто говорили о прежнем царе - владетеле села. Таким образом, мы встречаемся, - отмечает П.В. Анненков, - еще в детстве Пушкина с предметами, которые впоследствии оживлены были его гением».
Одним из источников при работе поэта над «Борисом Годуновым» была «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В ней упомянуты и Большие Вяземы. Читая о происходивших здесь «воинских потехах» Лжедмитрия, о проезде через эту местность Марины Мнишек, Пушкин мог дополнять эти описания своими воспоминаниями об этой местности.

Посетитель Больших Вязем и ныне может обратить внимание на небольшую колонну из серого камня, стоящую у интересной по рисунку церковной ограды. Это памятник на могиле Н.С. Пушкина, умершего в Захарове в 1807 г. Смерть младшего брата - одно из тяжелых впечатлений детства великого поэта. Он упоминает о ней в набросках плана к на меченным им автобиографическим запискам.
В пушкинское время (с 1803 г.) Большие Вяземы принадлежали Б.В. Голицыну. Получив блестящее образование за границей, Голицын сделал военную карьеру, в частности, сражаясь под знаменами Суворова. Однако в царствование Павла, дослужившись до чина генерал-лейтенанта, он вынужден, был выйти в отставку.

Поселившись в Москве, Б. В. Голицын изучает русскую историю, увлекается собиранием древних рукописей, большую часть года проводя в Больших Вяземах.
Английский путешественник, посетивший Москву в 1805 г., пишет: «Вечер мы провели у кн. Бориса Владимировича Голицына. Тут я видел всю вашу поэзию: Жуковского, Кокошкина, Мерзлякова и многих, многих других ваших поэтов и прозаиков. Хозяин необыкновенно был любезен, ласков и приветлив со всеми... Иногда думаю, откуда Москва набрала столько людей приветливых!» В 1811 г. Б.В. Голицын принимал у себя бежавшую из Франции противницу Наполеона известную писательницу де Сталь.

Он был очень близок с И.И. Дмитриевым, а А.Ф. Мерзляков принадлежал к кругу его друзей и часто гостил в Больших Вяземах. Мерзляков пробудил у Б.В. Голицына интерес к памятникам русской литературы и народной словесности. По инициативе Б.В. Голицына А.Ф. Мерзляков в начале г. приступил в его московском доме к публичным чтениям по литературе и теории изящных искусств. Эти чтения были большим общественным событием и первыми общедоступными лекциями в России. Их прервала война с Наполеоном.
С начала военных действий Б.В. Голицын уехал в армию. Во время Бородинской битвы он находился при М.И. Кутузове и, передавая его распоряжения войскам, был тяжело ранен. Прах Б.В. Голицына, умершего от ранения в январе 1813 г., перевезен в Большие Вяземы и похоронен в местной церкви.
После Бородинской битвы русская армия остановилась в Больших Вяземах на ночлег. В усадебном доме жил М.И. Кутузов. В одном из писем он сообщает: «Я нахожусь при Вяземе, но так как здесь позиции никакой нет, то отправился генерал Бенигсен назад приискать место, где бы удобнее еще дать баталию».

В Больших Вяземах неоднократно бывала мать Б. В. Голицына Наталья Петровна - «Пиковая дама». Она действительно, как рассказывает Томский в повести А.С. Пушкина, «ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть «La Venus moscovite» (Московская Венера). Дочь П.Г. Чернышева, посланника при английском и французском дворах, Н. П. Голицына провела молодость за границей, участвовала в придворных вечерах. Н.П. Голицына была безмерно властолюбива и надменна. Как пишет А.С. Пушкин, «у себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо». В то же время Н.П. Голицына, по отзыву современников, была «великая мастерица устраивать свои дела», значительно увеличила со стояние семьи, и управление хозяйством Больших Вязем в большей мере подчинялось ей, чем владельцу усадьбы Б.В. Голицыну.

7 апреля 1834 г., через месяц после опубликования повести, А. С. Пушкин записал в дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...» Н.П. Голицына пережила великого поэта всего на несколько месяцев. Она умерла в декабре 1837 г. в возрасте 97 лет.
В близких отношениях с семьей Голицыных находился вы дающийся терапевт профессор М. Я. Мудров. Он часто про водил лето в Больших Вяземах. Мудров был одним из прославленных врачей Москвы и считался непревзойденным диагностом. Л.Н. Толстой пишет в «Войне и мире», что, посетив больную Наташу Ростову, «Мудров еще лучше определил болезнь», чем другие знаменитости Москвы.

Большие Вяземы расположены на большой Смоленской дороге. По объяснению известного историка И.Е. Забелина, это название означает «вообще вязь или связь, союз одной местности с другою, или, вернее, одного пути с другим». Эта дорога исстари связывала Москву с Западом, по ней проезжали послы, торговые люди. В Больших Вяземах помещалась последняя ямская станция перед въездом в Москву. В пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островский упоминает о пребывании здесь отца Марины Мнишек.
По этой оживленной дороге каждое лето в годы юности проезжал А.И. Герцен. Рассказывая в «Былом и думах» о поездках в Васильевское, он вспоминает, как «в нескольких верстах от Вяземы князя Голицына дожидался васильевский староста, верхом, на опушке леса, и провожал проселком».

Большие Вяземы связаны и с Н.В. Гоголем, который летом 1849 г. посетил жившего здесь профессора Московского университета С.П. Шевырева и читал ему первые главы второго тома «Мертвых душ».