Современные семь чудес света. Краткая стория семи древних чудес света (8 фото) Семь чудес в мире

Семь чудес света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. При этом традиционным жанром эллинистической поэзии являлось прославление списка самых знаменитых деятелей культуры - поэтов, философов, царей, полководцев и пр. либо выдающихся памятников архитектуры.

Первые упоминания о Чудесах света встречаются именно в эту эпоху, когда по Европе уже прошли победоносные войска Александра Македонского. Широкое распространение греческой культуры на территориях, входящих в состав государств, которые завоевал великий полководец, обеспечило громкую известность отдельным памятникам и архитектурным сооружениям. Но следует отметить, что «отбор» чудес происходил постепенно. Одни названия сменяли другие, и на сегодняшний день в перечень самых величественных произведений искусства и архитектуры входят:

Кратко обо всем

Историки и ученые считают, что самой древней является первая достопримечательность - Египетские Пирамиды . Отличительной особенностью этого Чуда света является то, что только оно сохранилось по нынешний день в почти первозданном виде. Датируется постройка Пирамид Гизы приблизительно 1983 годом до н.э., и самым крупным строением из комплекса является гробница Хеопса.

Остальным Чудесам света не так повезло, и до наших дней дожили только развалины некоторых из них. К примеру, Висячие сады Семирамиды , которые создавались в VI веке до н.э., были разрушены наводнениями во II веке. Но даже обветшалые остатки этого величественного сооружения захватывают дух.

Статуя Зевса из Олимпии , созданная приблизительно в 435 году до н.э. известным античным скульптором Фидием, сгорела почти через тысячу лет в Константинополе. Храм Артемиды в Эфесе был возведен в 550 году до н.э., но по прошествии двух веков его так же разрушил сильнейший пожар.

Галикарнасский Мавзолей создан архитектором Пифеем в 351 году до н.э. В 1494-м на юго-западе Турции были отмечены землетрясения, после которых сохранились лишь фундаменты и архитектурные фрагменты строения. Что касается Колосса Родосского , построенного в начале III века до н.э. греками, то он пал в результате серии сильнейших подземных толчков где-то между 224 и 225 годами до н.э.

Александрийский маяк , построенный в III веке до н.э. по указанию правящей династии Птолемеев, является вершиной инженерно-технической мысли того времени. Строение продержалось до 1480 года, обеспечивая надежным освещением прибрежные воды. В XV веке маяк был частично разрушен землетрясением.

О каждом из Семи чудес света можно говорить бесконечно. О них знает любой школьник. С ними связывают античные эпосы и древние легенды. Каждое из них укрыто тенью тайны и неизвестности. Но одно можно сказать со всей уверенностью - это самые значимые памятники цивилизации из всех, которые удалось создать человечеству.

Единственное уцелевшее до нашего времени чудо света, которое благодаря развитию туризма увидели миллионы людей со всего мира, - это Пирамиды таят в себе множество загадок и таинств. Сколько бы теорий не существовало, до сих пор неизвестно, как такие грандиозные сооружения удалось построить древним египтянам.

Добраться до Египта совсем не проблема. Из России и Украины существует множество чартерных рейсов из всех крупных городов. Как правило, в Египет продают туры, включающие перелёт и отель. Отдых на неделю на одного обойдётся от 250$. Пирамиды находятся недалеко от Каира, куда группы туристов возят автобусы. Из всем известного Шарм-эль-Шейха дорога до пирамид займёт около 7 часов, а стоимость экскурсии составляет около 50$ на человека. Мы предлагаем вам видео-ролик того, что вы наверняка увидите, отправившись на экскурсию.

Невероятно красивое строение, заслуженно получившее звание одного из 7 чудес света - Висячие сады Семирамиды, которые находились на территории современного Ирака и были разрушены во время наводнения.

Несколько чудес света были разрушены во время пожара:

В Олимпии (Греция)

(Турция)

Остальные памятники пострадали от землетрясений:

Одно из 7 чудес света в Турции Мавзолей в Галикарнасе

Колоссальная статуя Колосса Родосского на острове Родос (Греция)

(Египет)

Все эти строения сохранились только в книгах и сердцах тех людей, которые живут на землях, где когда-то находились чудеса света.

Какие же 7 чудес света можем увидеть мы, современные жители? За место в семёрке сражалось 21 сооружение из 20 стран мира, среди них и Эйфелевая башня, и кинотеатр Сиднея, замок Нойшванштайн, Стоунхедж в Великобритании, афинский Акрополь.

В новый список чудес света вошли всем известные достопримечательности со всего мира:

Древний амфитеатр, расположенный в Риме, сохранившийся с I века н.э. Наиболее известен он гладиаторскими боями и во всей красоте предстаёт перед зрителями в фильме "Гладиатор".

Cмотреть Колизей и другие достопримечательности Италии лучше всего в тёплое время года. Авиабилеты из Киева в Италию и обратно стоят от 300$, а из Москвы - от 500$ на человека. В крупных городах, таких как Рим и Милан, которые больше всего привлекают туристов проживание в отелях не из дешёвых: так, в Риме даже в 2* отеле ночь обойдётся минимум в 50$.

Из Европы мы переносимся в Азию, где одним из 7 современных чудес света признана . Некоторые источники говорят о том, что её длина составляет 21 км. В любом случае, это невероятный памятник, появившийся ещё до нашей эры. Со стены открывается красивейший вид на природу и близлежащие города, одним из которых является Пекин.

Из Москвы до Пекина без пересадок можно добраться за 7 с небольшим часов и стоить это будет около 600$ на человека. Из Украины в Китай нужно лететь с пересадками и стоимость билета будет выше минимум на 200$. А вот на отеле можно сэкономить и потратить всего 20$ за ночь в Пекине. Ближайший участок Стены от Пекина находится на расстоянии 60 км, а добраться можно на такси или туристическом автобусе. Также к Великой Китайской Стене можно добраться на электричке, но тогда следует быть готовым к очень большим очередям. В приемлимой близости к Пекину находятся 6 открытых частей стены, которые могут посещать туристы.

Слышали ли вы о "потерянном городе инков "? Императорская резиденция Мачу-Пикчу ждёт вас в южноамериканской стране Перу. Расположенная на вершине горы, на высоте более 2 тыс. м над уровнем моря, старинная.постройка ознакомит вас с реалиями древней жизни. Лучше всего отправляться на экскурсию туристическим автобусом группой. Если же вы собираетесь ехать самостоятельно, то либо прийдётся попотеть, пересаживаясь с одного автобуса на другой в течение 5-6 часов, что будет стоить около 20$ на человека. Или можно поехать прямым поездом из Куско, что будет стоить значительно дороже, примерно 100$, однако быстрее и удобнее. Кстати, в день на гору могут подняться только 400 человек, 2 раза по 200. Так что прийдётся ещё и в очереди постоять.

До Перу путь ещё более не близкий, чем до Пекина, но для каждого путешественника это невероятное и незабываемое приключение. Ориентировочная цена авиабилета как из Киева, так и из Москвы, от 1800$ за человека. Конечно же вам предстоит, как минимум, одна пересадка. Ночь в небольшом хостеле будет стоить около 50$. Отправляясь так далеко, можно посмотреть не только Мачу-Пикчу, но ещё и отправиться на известное озеро Тити-Кака, посетить самый большой заповедник в Южной Америке "Пакайа Самирия", увидеть соляные копи "Марас". В Перу ещё множество достопримечательностей, которые вы не увидите ни в одной другой стране мира.

4-ым из 7 чудес света признан древний город Петра в Иордании . Дворец, вырезьбленный в скале ещё в I в. н.э., сохранил колоннады, амфитеатр и множество пещер.

Мавзолей Эль-Хазне - настоящий шедевр архитектуры. Современному человеку не понять, как тысячи лет назад люди смогли создать такую красоту.

Визитная карточка Индии, одно из современных чудес света. Даже те, кто не разбирается в архитектуре будут впечатлены сочетанием индийского, персидского и ортопедического стилей. Дворец построен из мрамора и украшен множеством драгоценных камней. Каждый год миллионы туристов посещают это место и не устают удивляться роскоши и красоте постройки и прилегающего сада.

Индийская кухня достаточно специфическая и острая для русского человека. Но, в то же время там кормят вкусно и дёшево. Хорошо подкрепиться можно буквально за 2$.

Перелёт из Киева будет с пересадками и обойдётся около 800$. А вот из Москвы можно долететь намного дешевле - примерно за 500$.

В Рио-де-Жанейро. Возможно, не каждый знает, где она находится, но каждый точно видел её однажды. На протяжении 9 лет производилось строительство этой 38-ми метровой статуи. Её снимали во множестве фильмов, а особенно часто её можно увидеть на фотографиях с молнией, ведь замечено, что каждый год молния попадает в статую Христа примерно 4 раза.

Перелёт в Рио схож по цене и длительности с перелётом в Перу, ведь это Южная Америка. Достаточно приличная гостиница с бассейном в Рио-де-Жанейро обойдётся от 80$ в сутки. Конечно, грех побывать в Бразилии и не увидеть известный карнавал, но и цена на авибилеты в это время намного выше.

Название "" знают не все, зато всем известен культурный центр майя в Мексике. До сегодняшнего дня сохранились многие сооружения, датируемые VII в. н.э., среди них храмы, стадионы, колоннады, статуи божеств. За 100$ на человека вы попадёте в Чичен-Ицу, а также сеноту Ик Киль. Впечатления останутся на всю жизнь!

Также как и вдругих южноамериканских странах вы будете приятно удивлены ценой на жильё, ведь остановиться в небольшом отеле в столице Мехико можно всего за 20$ в сутки. Мексиканская кухня славится на весь мир, так что не забудьте пройтись и по местным кафе и ресторанам. Ужин на двоих в неотельной зоне обойдётся в 40$.

Уже третее чудо света ведёт в Южную Америку, значит стоит совершить путешествие гранд и постараться увидеть их все!

Наконец на 7-ом, а может быть на 1-ом месте нового списка чудес стоят Пирамиды в Египте , о которых мы упоминали в самом начале нашей истории.

Список новых чудес света был составлен в 2007 году. С тех пор миру были подарены новые неповторимые сооружения, творения современной архитектуры. Это и башня Халифа в ОАЭ, и близнецы-башни в Куала-Лумпуре, и многие другие. Возможно в ближайшем будущем этот список будет обновлён или изменён.

Наша планета полна чудесами архитектуры и природы, поэтому спешите познавать их и получать море новых приятных впечатлений, погружаться в историю и открывать новые горизонты.

Уважаемый читатель, если Вы не нашли интересующую Вас информацию на нашем сайте или в интернете, пишите нам на и мы обязательно напишем полезную информацию именно для Вас.

Привычное нашему слуху понятие «Семь чудес света» родилось ещё в древности, более 2 тыс. лет назад. С тех пор оно объединяет знаменитые творения античной архитектуры.

Давайте вспомним, что входит в эти «чудеса». Ведь до наших дней они практически не сохранились.

Пирамида Хеопса в Египте

Единственное исключение составляет пирамида Хеопса. Ей уже 4,5 тыс. лет, но она по-прежнему впечатляет своим величием. Строительство велось на протяжении 20 лет, и участвовали в нем десятки тысяч египтян и рабов. Ещё сотня тысяч была занята тем, что подвозила блоки. Завершилось строительство примерно к 2560 году до н.э.


Составляют пирамиду - как сегодня подсчитано - 2.5 млн. блоков. Самое удивительное то, что они не скреплены ни цементом, ни другим связующим веществом. Они держатся за счёт плотной подгонки друг к другу. Ныне вершина пирамиды Хеопса разрушена. Прежде её высота составляла 147 метров.

«Висячие сады» Семирамиды в Ираке

Следующее чудо – «висячие сады» Семирамиды. Их назначение было – радовать красавицу, жену царя Навуходоносора П
Сады поднимались в четыре яруса. Издали казалось, что они возносятся над землёй. На самом деле соорудить конструкции, в которых, как в огромных горшках, росли бы не только цветы и кустарники, но и деревья, было очень сложно. В ход шли и камни, и свинцовые пластины. Также необходимо было привезти и насыпать сюда достаточно большой слой плодородной земли.
Неудивительно, что в засушливом Вавилоне такой оазис казался настоящим чудом.


Статуя Зевса в Греции

В Греции находилось третье «чудо» - статуя Зевса. В 5 в. до н.э. здесь был построен храм в честь самого главного греческого бога. Естественно, что внутри храма находилась его статуя. 20-метровый Зевс восседал на троне, подавляя верующих своим великолепием. Это была не просто скульптура. Деревянное тело покрывала слоновая кость. Одеяние бога, естественно, блистало золотом.

Храм Артемиды в Турции

Там, где лежит нынешняя Турция, в эпоху античности находился храм Артемиды. Построили его в 6 в. до н.э. по приказу царя Креза. Величие и могущество богини должна была подчеркнуть её статуя. В основу изготовления пошла слоновая кость. А также 127 высоких колонн, словно поддерживающих огромное сооружение.
Храм был сожжён в 356 году до н.э. Но навечно остался в памяти людей.


Мавзолей в Галикарнасе Турция

Следующее «чудо» находилось опять же на территории Турции. Это мавзолей в Галикарнасе. Он стал усыпальницей для Мавсола, правителя Карии, жившего в 4 веке до н.э. Сооружение это, хотя и уступало в высоте пирамиде Хеопса, всё же достигало значительной высоты - 46 м. Его обрамляли колонны, а венчало – изваяние колесницы.


Колосс Родосский в Грецие

Шестым «чудом» можно назвать статую бога Солнца - Гелиоса. Другое её название - Колосс Родосский. Стояла эта статуя в Греции в 3 веке до н.э. Так греки решили отблагодарить любимого бога. Они считали, что именно Гелиос помог им выстоять в борьбе с захватчиками, пережить осаду. В руке у юного бога находился факел, словно освещавший путь кораблям, приплывающим в Родосский порт и покидающим его. Через шесть с половиной десятков лет статуя была разрушена в результате землетрясения.


В настоящий момент статую хотят восстановить для привлечения туристов

Кстати в знаменитом сериале «Игра престолов» присутствует подобная скульптура


Александрийский маяк в Египте

Седьмого «чуда» мир лишился также в результате содрогания почвы. Это Александрийский маяк, который в 3 веке до н.э. находился в Египте, на острове Фарос. Для того времени это была огромная башня. По свидетельству историков высота её достигала 120 м. Но ещё удивительнее был способ, с помощью которого маяк посылал свет кораблям. На его вершине служители поддерживали горящим костёр, а специальным образом изготовленные из металла зеркала – направляли вдаль свет.

Моряки, находящиеся за 60 км от порта видели в ночи далёкую искорку. Это горел огонь на вершине маяка.Наиболее сложным делом было доставлять дрова для костра в достаточном количестве. Для этой цели использовали телеги и мулов. Поднимались они наверх по винтовой лестнице.


В сериале «Игре престолов» также обыграли свой вариант Александрийского маяка


Даже сейчас, спустя тысячелетия, мы относимся с почтением к этим творениям рук древних мастеров. Что же говорить о том, как воспринимали их современники! Действительно, это были чудеса, лучше не скажешь.

Новые «Семь чудес света» современного мира.

Поскольку почти все эти несравненные творения утрачены, швейцарец Бернар Вебер предложил реализовать проект «Новые семь чудес света». Результаты огласили 7 июля 2007 года. Магическая цифра «7».

Великая китайская стена в Китае

Конечно, никому не могла отдать пальму первенства Великая китайская стена, в своё время защищавшая государство от кочевников. Стена должна была также объединить империю, которая только что образовалась, способствовать тому, чтобы сплотились её народы.
Строительство длилось много лет, в труднейших условиях, когда отсутствовали дороги, не хватало нужных материалов. Но результат получился грандиозный. На нашей планете нет больше такого архитектурного сооружения. Стена тянется на 8851,8 км. Ежегодно свыше 40 млн. туристов приезжают посмотреть на это чудо.


Амфитеатр Колизей в Италии

Заслуженной славой пользуется и крупнейший амфитеатр Колизей, уцелевший со времён Древнего Рима, и ныне составляющий одну из главных достопримечательностей Италии. Название «Колизей» также пошло от слова «колосс». Римлянам амфитеатр казался поистине огромным. Ведь тогда здания в высоту достигали 8-10 м. На их фоне Колизей выглядел величественно. Когда-то сюда стекались тысячи гостей, чтобы посмотреть на знаменитые бои гладиаторов.


Древний город инков Мачу-Пикчу в Перу

На территории нынешнего государства Перу находится древний город инков Мачу-Пикчу. Уникальным является его местоположение - на вершинах гор, в самом сердце недоступных Анд. Не смотря на все достижения науки, тайны Мачу-Пикчу ещё полностью не разгаданы. Его называют также «городом среди облаков» и связывают с именем правителя Пачакутека. Резиденция правителя, расположенная на высоте 2450 м. была недостижима для врагов. А тем, кто находился на земле, казалось, что правителю так и пристало - жить по соседству с богами. Вероятнее всего, построен город был в 15 веке. Даже сегодня туда можно прийти по тропе древних паломников, только нужно будет настроиться на то, что поход займёт несколько дней.
Зато вам откроется величественное зрелище – горные вершины и древний город. Здесь же пасутся красавицы ламы.


Древний город - Петра в Иордании

Ещё один древний город - Петра – находится в нынешней Иордании. Особенность этого города состоит в том, что он высечен из камня. Иначе невозможно было построить его здесь, в каньоне Сик. Голые камни, отвесные скалы, узкие ущелья - такая панорама открывается глазам туристов. Но и здесь жили и сражались с врагами люди. Воистину, человек способен обжить любые места!

Храм Тадж-Махал в Индии

По сравнению с этим аскетичным приютом древних людей - храм Тадж-Махал в Индии кажется символом красоты и гармонии. Наверное, нет лучшего творения в индийской архитектуре. Храм этот является мавзолеем. Построен он был по приказу императора Шах-Джахана. Его возлюбленная жена неожиданно скончалась при родах, и безутешный супруг решил увековечить её память именно таким образом - возведя прекраснейший храм. Нет сегодня туриста, приезжающего в Индию, который не хотел бы увидеть Тадж-Махал. Находится этот храм в городе Агра.

Статуя Христа в Бразилии

Шестым из новых чудес света стала статуя Христа в Бразилии. На горе Корковаду, в городе Рио-де-Жанейро, распростер руки над людьми милосердный Господь. Это Христос-Искупитель. Символично, что, когда здесь бушуют грозы – в статую часто попадают молнии. Ведь она является самой высокой точкой в окрестностях. Высота этой фигуры - 38 м, а весит она больше 1145 тонн. После удара молний приходится ликвидировать повреждения, нанесённые железобетонной скульптуре.Так как такую огромную фигуру в Бразилии создать не могли - делали скульптуру во Франции. Доставляли её в Бразилию по частям.

Седьмым же чудом стал ещё один древний город Чичен-Ица. Принадлежал он индейцам майя, и находится на территории Мексики. Именно здесь собирались майя на молитвы, и тут, как нигде чувствовали они присутствие бога. И сегодня люди ощущают благоговения, подходя к пирамидам, которые построили представители древней цивилизации. Наиболее знаменитым является храм Эль-Кастильо в честь бога Кукулькана
Все эти достопримечательности, лишь недавно получившие гордый статус - «Новые чудеса света», давно уже стали подлинными сокровищами нашего культурного наследия. Не иссякает поток туристов, жаждущих своими глазами увидеть эти дивные места. И отрадно, что «эстафету» у древних «чудес» приняли не менее замечательные, но доступные для обозрения «новые чудеса».


Семь чудес Древнего мира - список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.

Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.

Пирамида Хеопса, Египет

Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения - 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.

Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.

Висячие сады Семирамиды, Азия

Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом - Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше - свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы. Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.

Статуя Зевса, Олимпия, Греция

В 435 году до н. э. в Олимпии - одном из святилищ Древней Греции - был построен величественный храм в честь повелителя богов - Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне. Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом. В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой - статую богини победы.

Храм Артемиды, Эфес, Турция

Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров. Внутри находилась статуя Артемиды - богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса - Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя. Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.

Мавзолей в Галикарнасе, Турция

Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.

Колосс Родосский, Греция

Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 - 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.

Александрийский маяк, Египет

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.

Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

В древнем Риме сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них — Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Это — символ Рима и его вековой истории, самый большой и красивый стадион античного мира.

Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.

Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., желая ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов, распорядился начать в 72 году н. э. строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым (Amphiteatrum Flavium).

Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора.

В окружности Колизей достигает 527 метров, он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду — травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок первого яруса.

Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.

Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально — просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Но нужно также заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества — государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа — подиум с просторной террасой — находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер.

Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, — неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе — дорическими, на втором — ионическими, а на третьем — коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя. Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четыре главных входа предназначались: один — для императорской свиты, другой — для весталок, третий — для судей и последний — для почетных гостей.

В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт могли поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. э., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. э.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. Нижний ярус — знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй — для свободных граждан Рима среднего сословия, последний — для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались про проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. Создатели Колизея сконструировали сложную систему проходов и подъемников, по которым разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье попадали прямо на арену. В Колизее существовало 2 специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили победители или помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых.

Вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, таким образом, его можно было легче держать под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль обычно открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей. Сначала выступали дрессированные звери, а потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч — гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии — перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков «ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.

Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей — бестиариев. Зрелища с животными особенно любила римская чернь. Высшая знать предпочитала гладиаторские бои. Бестиариев готовили в специальной школе. У них были свои традиции, своя форма и свой профессиональный жаргон. В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.

Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест, а вокруг него ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя и освятивший его как место мученической смерти многих христиан. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Нынешний вид амфитеатра — почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом.