Новый орлеан начала 20 века. Новый Орлеан: история, карнавал и самые интересные достопримечательности города. Общие сведения о городе

«Молодёжные музыкальные культуры» - В основе джаза лежит импровизация. Поп-музыка (pop music). Мюзикл (musical). Хэви - метал (heavy metal). Рок-опера (rock opera). Приложение 2. Этническая музыка. Ныне достижения российского авангарда признаны во всём мире. Молодёжная музыкальная культура. Классический музыкальный авангард (avant-garde).

«Жанры музыки» - П.И.Чайковский. «Детский альбом» – «Марш деревянных солдатиков». Имеет варианты, подвержена изменениям. Портрет. Натюрморт. Портрет Пейзаж Натюрморт. Изображение фруктов, цветов, дичи и т.д. называется натюрмортом (франц. - «мёртвая природа»). А.Хачатурян. «Лезгинка» из балета «Гаяне». Песня (мелодия + слова).

«Джаз» - Содержание. Луи Армстронг. Колыбельная. Spiritual - духовный. Первая леди джаза. Джаз-бэнд (jazz – живость, энергия band – команда, оркестр). Спиричуэлс. Элла Фицждеральд. Новый Орлеан начало XX века. из оперы "Порги и Бесс". Rag - рваный tame - время. учитель музыки нач.школа №300 Ключевская Екатерина Владиславовна.

«Песня танец марш» - Марш приведёт нас в балет. Опера – музыкальный спектакль, где артисты поют. Три кита встречаются в симфонии, опере и балете. Куда ведут нас три кита? Участвуют в опере: солисты, хор, оркестр, управляет дирижёр. Танец приведёт нас в балет. Песня. В опере участвуют солисты, хор, оркестр. Марш. Управляет дирижёр.

«Музыкальные направления» - В 1971 году у группы начинаются серьезные выступления. Введение Основные направления в музыке XX века. И. Дунаевский. The Beatles Sex Pistols Deep Purple. Творчество одного из крупнейших композиторов современности, главы «Новой венской школы». Скрябин направил все свои помыслы на переустройства искусства и миропорядка в целом.

«Русская народная музыка» - Ах ты, степь широкая… Не одна во поле дороженька… Ах ты, степь широкая. Какие народные песни ты знаешь? Урок музыки № 10 в 5 классе. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова А. Алябьев. И. Левитан. Французская народная песня Камертон. Лирическая песня Лирический пейзаж Лирическая поэзия. Мелодичность Инструментальность звучания Подголосочность.

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США, в Новом Орлеане, в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Истоками джаза явились блюз и другая афроамериканская народная музыка. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Поджарнами джаза являются: авангардный джаз, бибоп, классический джаз, кул, ладовый джаз, свинг, смус-джаз, соул-джаз, фри-джаз, фьюжн, хард-боп и ряд других.

История развития джаза


Джаз-коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он появился из Африки. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр — регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Блюз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан.
Залог вечной молодости джаза — импровизация
Особенность стиля — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Новоорлеанский джаз

Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Пути афроамериканского фольклора и джаза разделяются с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные. И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты, освоившие новую синкопированную музыку. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли, музыкальное проявление которых становится более индивидуальным, в сравнении с игрой духовых оркестров. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза
Развитие джаза в США в первой четверти XX века

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту.

С другой стороны представления менестрелей, с их пестрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи.

Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звезд.

Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Еще один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Биг-бэнды

Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определенные партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).

Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

Северо-восточный джаз

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлет в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.


Луи Армстронг

Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал ее горячей, подняв ее накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятерка и Горячая Семерка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

Стиль Канзас-сити

В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа и впоследствии у Бенни Моутена. Оба этих оркестра были типичными представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королем» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.

Джаз Западного побережья

Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 50-е годы, много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Джаз Западного побережья был гораздо мягче, чем яростный бибоп, который ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались частичками проникшего в джаз европейского влияния. Однако в этой музыке оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.

Распространение джаза

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

Дэйв Брубек

Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги.
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций
Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

Джаз в СССР и России


Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).

Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жесткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.)


Джаз-клуб «Синяя птица»

Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».

После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодежной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей.

Джаз в современном мире

Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаем благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.

Луизиана (географическая карта).


Новый Орлеан (Нью-Орлеан, New Orleans) - город и порт на юге США (грузооборот свыше 100 млн. т в год), штат Луизиана , на реке Миссисипи (центральная часть города находится на восточном берегу). Население - 466,6 тысяч человек (2004), с пригородами около - 1,36 млн. человек (2004). Город находится ниже уровня моря и сильно пострадал в августе 2005 года от разрушений, причиненных ураганом Катрина, и последующего прорыва дамбы; впоследствии был быстро восстановлен.

Новый Орлеан - важный финансовый и торговый центр юга США, транспортный узел, крупнейший (второй по грузообороту в США) порт в 175 км от впадения реки Миссисипи в Мексиканский залив (самый большой в стране и в мире по экспорту зерна, вывоз сельскохозяйственной, химической, текстильной, табачной продукции; ежегодно около 5000 океанских судов, в городе около 40 иностранных консульств). Международный аэропорт. Крупный узел железнодорожного и автомобильного сообщения. В городе действуют многочисленные нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимической, пищевой, текстильной промышленности, машиностроения, судостроения, авиакосмической промышленности, цветной металлургия. Это крупный медицинский и туристический центр.

Решение основать Новый Орлеан (назван в честь регента герцога Орлеанского) было принято в Париже в 1717 году, когда Луизиана перешла под контроль Западной компании Джона Лоу. Предполагалось, что здесь будет создан перевалочный пункт для торговли по Миссисипи. Основателем города стал Жан-Батист Лемуан де Бьянвиль, расчистка территории под будущий город началась в марте 1718 года. Инженер Адриан де Поже создал первый план города, включающий нынешний Французский квартал (Vieux Carre). Состав первых поселенцев был пестрым, состоял из выходцев из Французской Канады, каторжан, рабов, солдат. В 1721 году здесь проживало около 470 человек. В 1722 году Новый Орлеан стал административным центром Луизианы. После неудач в Семилетней войне Франция уступила Луизиану Испании (1763). Испанцы ограничили возможности поселенцев в торговле с британскими колониями в Северной Америке, старясь развивать связи с другими колониями в Латинской Америке. В 1800 году Наполеон вернул Луизиану Франции, но 1803 году уступил ее Соединенным Штатам.

Городское население Нового Орлеана в 1803 году составляло около 8 тысяч человек. Во время войны 1812 года, город пытались взять британские войска. 8 января 1815 года генерал Э. Джексон одержал здесь победу над британским десантом. Следующие 40 лет были золотым веком Нового Орлеана, он стал крупнейшим хлопковым портом. Первый пароход появился здесь в 1812 году; в 1840 году на Миссисипи было уже около 400 пароходов. К середине 19 века сеть речных каналов и железных дорог связали Новый Орлеан с Нью-Йорком. В первой половине 19 века в город прибывали многочисленные волны немецких и ирландских иммигрантов, население увеличилось до 116 тысяч человек (1850). Эпидемия желтой лихорадки 1853 года унесла жизни около 8 тысяч жителей. Во время Гражданской войны Новый Орлеан был важнейшим стратегическим пункт конфедератов, в апреле 1862 года флотилия северян из 30 пароходов и 21 канонерки под руководством Д.Г. Феррагата захватила город. В период реконструкции Юга город потерял свое значение, к началу 20 века пароходы были вытеснены железнодорожным сообщением. Экономический подъем наметился после Второй мировой войны с развитием нефтехимической промышленности, туризма и торговли со странами Латинской Америки.

Новый Орлеан. Площадь Джексона.

Туристов в Новый Орлеан привлекает старинная архитектура «Французского квартала», карнавал «Марди Гра», атмосфера родины джаза. Французский квартал («Vieux Carre», «Старый Квадрат») - одна из главных достопримечательностей города, его улицы образуют около ста идеально квадратных кварталов. Здесь расположены основные исторические памятники: Кабильдо (первоначально здание испанской администрации, здесь проходила церемония «покупки Луизианы», сейчас Музей штата), собор Святого Людовика (1794) на площади Джексон-сквер, дом «Наследие мадам Джон» (Madame John"s Legacy, 1727), старейшие в стране многоквартирные дома Понталба (1849-1850), построенные во французском стиле. Здесь проходит карнавал, который начинается 6 января и длится вплоть до Марди Гра (фр. «Жирный вторник», последний день заговенья перед Великим постом). За две недели до Марди Гра ночью и днем идут карнавальные шествия, привлекающие многочисленных туристов. На главной улице квартала, Бурбон-стрит, названной в честь французской королевской династии, находятся Музей джаза, который располагается в здании Старого монетного двора, а также многочисленные ночные джаз-клубы. Каждую весну здесь проходит Фестиваль джаза.

После Второй мировой войны город стал одним из художественных центров, здесь работает множество художников, действуют различные галереи и музеи, среди которых Новоорлеанский художественный музей (1912, коллекция старых европейских мастеров, искусство доколумбовой Америки, большая коллекция работ Дега, европейская живопись и скульптура 20 века), Центр современного искусства. Среди других достопримечательностей один из крупнейших в стране океанариумов, музей Вуду. Близ города находится курорт на озере Понтчартрейн.

Высшие учебные заведения: университет Тюлейн (основан в 1834 году как медицинский колледж, крупнейший центр тропической медицины), иезуитский университет Лойолы в Новом Орлеане (1904), католический университет святого Ксаверия в Луизиане (1925), университет Нового Орлеана, университет Дилларда, Южный университет в Новом Орлеане, Делгадо-Коммьюнити-колледж, медицинский факультет университета штата Луизиана. Здесь издаются крупнейшая газета штата «Нью-Орлинс-таймс-пикайун», еженедельные и ежемесячные издания, действуют десятки теле- и радиостанций.

Новый Орлеан. Старинный дом во Французском квартале.

История развития Нового Орлеана тесно связана с множеством культур: французской, испанской, американской, афроамериканской, немецкой, ирландской и другими.

«Ля Нувель Орлеанс» (Новый Орлеан) был основан французами в 1718 году. Имея важное стратегическое расположение, Новый Орлеан раскинулся недалеко от впадения реки Миссисипи в Мексиканский залив. Реки Среднего Запада, впадая в Миссисипи, образуют грандиозную транспортную систему. Торговля индустриальными товарами, предметами потребления и сельскохозяйственной продукцией была (и остается) очень выгодной и удобной благодаря сравнительно дешевому речному транспорту. Экспортируемые из США грузы переправлялись к многочисленным портам Нового Орлеана, где разгружались, хранились, а затем транспортировались на суда к Мексиканскому заливу. Таким же образом через Новый Орлеан проходят и импортируемые в США товары.

Город получил свое имя в честь регента Франции Филиппа Орлеанского, который в свою очередь, получил титул благодаря французскому городу Орлеан (Orleans). Испания получила контроль над Новым Орлеаном к 1763 году, но в 1801 году Франция вернула свое правление. Наполеон Бонапарт, находясь в тяжелом положении, продал колониальные владения Франции (Луизиану) в 1803 году Соединенным Штатам. Тем самым площадь США увеличилась в 2 раза, а в город хлынули англоговорящие переселенцы. Новые жители конфликтовали с коренным франкоговорящим населением, проживающим в районе Французского квартала (French quarter), и поселились вдоль улицы Canal Street в районе, который сегодня носит название Central Business District.


В 1815 году недалеко от Французского квартала произошло важное сражение, оказавшее существенное историческое значение. «Битва за Новый Орлеан» стала главным сражением Англо-Американской войны 1812-1815 годов. Англичане пытались завладеть стратегически важным Новым Орлеаном, сковать торговлю и подорвать экономику США. Сдача Нового Орлеана англичанам во-многом бы снижала ценность приобретения Луизианы, однако, объединенные силы американцев (армия, вооруженные горожане, бывшие рабы и даже пираты под командованием Жана Лафита) разбили английские войска.


Исторически сложилось так, что Новый Орлеан стал крупнейшим рабовладельческим центром. Две трети от более чем миллиона рабов, прибывших на юг США, прошли через рынок рабов и город стал главным бенефициаром от этого бизнеса. Рабский труд активно использовался на плантациях по выращиванию хлопка и сахарного тростника, которые в большом количестве располагались в регионе.

К 1830 году в Новом Орлеане франкоговорящее население оставалось в большинстве. К этому времени начался большой приток немецких и ирландских иммигрантов. К концу 19-го века использование французского языка значительно сократилось.

К 1840 году, когда население удвоилось, Новый Орлеан считался самым богатым городом страны. В общем, к середине 19-го века Новый Орлеан достиг пика своего экономического процветания. Однако в дальнейшем развитие железных дорог и взрывной рост городов на западном побережье привели к тому, что важность Нового Орлеана стала уменьшаться.



В 20-м веке другие города Юга США (Атланта, Даллас, Хьюстон) обогнали Новый Орлеан по численности населения. Городская экономика всегда базировалась больше на торговле, чем на промышленности, но после Второй мировой войны индустриальный сектор еще больше сжался. В 1960 году была зафиксирована наибольшая численность населения города - 627 тысяч. В дальнейшем численность неизменно снижалась, что нехарактерно для южных городов.

Со второй половины 20-го века обострились отношения между белым и черным населением. Как и большинство крупных городов Америки, Новый Орлеан испытал эффект «исхода белых» (white flight), когда белые жители покидали город и переселялись в спокойные и безопасные пригороды. Со временем Новый Орлеан становился все более черным городом с громадной разницей в уровне образования и доходов между белым и черным населением. Растущая бедность сопровождалась ростом преступности.


В конце августа 2005 года Новый Орлеан испытал громадное потрясение, попав под удар урагана Катрина. Большинство жителей города заранее эвакуировались, но дамбы и инженерные сооружения не справились с наводнением и 80% Нового Орлеана было затоплено. Общее число жертв в Луизиане оценивается в 1500 человек. Большая часть жителей Нового Орлеана, покинувших город, так и не вернулась назад. Летом 2006 года в городе находилось 223 тысячи человек - вдвое меньше, чем до урагана. Огромный ущерб, нанесенный городу, не восстановлен до сих пор. По состоянию на 2010 год в Новом Орлеане проживает 343 тысячи человек.

Новый Орлеан рождался под воздействием множества европейских культур и название свое унаследовал от регента Франции Филиппа Орлеанского. «Ля Нувель Орлеанс» — так его называли французские колонизаторы, был основан в 1718 году.

Расположен он на впадении реки Миссисипи в Мексиканский залив по этому, его географическое расположение стало очень выгодным, поскольку через него проходило множество торговых судов. На тот момент, город стал важным звеном в торговой цепочке. Множество товаров приходивших с США хранились в портах Нового Орлеана, после чего отправлялись к Мексиканскому заливу.


Колониальная война завершилась в 1763 году, но уже через год город переходит во владение испанцам. Спустя 36 лет французы, во главе с Наполеоном Бонапартом, снова выдвигают свои требования по поводу города и следующие три года никто так и не мог понять кто же теперь владеет этими землями.

В 1803 году город все же был продан США, что существенно повлияло на его культура, поскольку она полностью отличалась от той, которую в следующие года насаждали Орлеану и его жителям протестанты. Все больше конфликтов возникало между англоязычными переселенцами и французами жившими тут до них.

В 1815 годе Новый Орлеан становится свидетелем сражения между английскими и американскими войсками, которое войдет в историю как «Битва за новый орлеан» и впоследствии станет ключевым, практически решающим в англо-американской войне. Англия пыталась отобрать у США стратегически важный объект потеря которого существенно повлияла бы на экономическое положение в стране, но этого не случилось.

Спустя несколько лет город становится практически рабовладельческим центром США. Тысячи рабов проходят через рынки Нового Орлеана. Поскольку рабский труд активно использовался в те времена, город получал от этого достаточно большие доходы.

С 1830 года значительно увеличился поток европейских переселенцев. Город все больше заселяли немцы и ирландцы. Процент населения говорящего на французском языке значительно снизился. За десять лет количество жителей города выросло в два раза. Экономика Нового Орлеана в эти года немыслимо возросла, он стал самым богатым городом США.

Но в начале 20-го века ситуация Орлеана изменилась и не в лучшую сторону. С развитием железных дорог и разрастанием городов на западе Новый Орлеан потерял свои лавры учитывая то, что основным доходом для жителей была торговля, а после Второй мировой войны индустрия города еще больше сжалась. Все это повлияло и на численность населения на 1960 года оно достигло своей высшей точки, 624 тысячи людей на этот момент проживали в городе, после она лишь снижалась.

Не минуемо, во второй половине 20-го века, начались конфликты между белым и черным населением города. В эти года здесь начала миграция белого населения с города в более безопасные места. В большинстве случаев это были пригороды. Новый Орлеан понемногу превращался в черный город, преступность росла с немыслимой скоростью, экономика падала, уровень жизни становился все ниже.

В 2005 году город очень сильно пострадал от разрушительной мощи урагана «Катрина». 29 августа 2005 года утром вода начала протекать через дамбу, защищающую восточную часть округа St. Bernard. Через некоторое время большая часть округа была затоплена, люди были вынуждены перебраться на крыши своих домов. 30 тысяч жителей города спрятались под куполом стадиона «Супердом» нов сильный ветер разрушил его крышу.

Ближе к ночи дамбы были практически полностью разрушены, практически 80% города затопило. Власти города объявили об эвакуации еще до наступления урагана 28 августа, по этому на момент катастрофы в городе находилось около 10 тысяч его жителей. По подсчетам, в результате урагана погибло около 1500 человек. Те, кто остался в городе на момент катастрофы страдали от нехватки пищи и чистой воды. Много людей, которые покинули Новый Орлеан на момент катастрофы, к сегодняшнему дню так и не вернулись.

Работы по восстановлению города проходят и сейчас. Население города насчитывает половину того что было до урагана, при чем значительную его часть составляют рабочие по восстановлению инфраструктуры города. По официальным данным на 2010 год количество жителей Нового Орлеана составляет 343 тысячи человек.