Ферапонтов монастырь вологодская. Ферапонтов богородице-рождественский монастырь. Об основании монастыря

Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом.

Преподобный Ферапонт, в миру Федор, родился в Волоколамске в семье дворян Поскочиных. С юного возраста мечтая о монашеской жизни, он тайно ушел из дома и принял постриг в Симоновом монастыре.

Настоятель часто давал ему разные поручения. Однажды он послал Ферапонта в дальнюю белозерскую сторону. Суровый и задумчивый русский Север пленил молодого монаха. Жажда пустынного уединения в тишине северных лесов охватила его. Вернувшись в Симонов монастырь, он поделился своими мыслями с преподобным Кириллом, будущим Юфиллом Белозерским. «Есть ли на Белом озере место, где бы можно безмолствовать иноку?» - спросил Кирилл. «Там их много», - отвечал Ферапонт. Жребий был брошен: Кирилл и Ферапонт решились уйти в пустынную сторону.

Избрав место на берегу озера Сиверского, {бфилл и Ферапонт водрузили здесь крест и выкопали себе землянки. Прожив некоторое время вместе с Кириллом, Ферапонт отправился на поиски уединения и поселился на берегу Бородавского озера, в месте «пространном и гладком». Вскоре сюда стали приходить и другие монахи, желавшие разделить его пустынножительство. В 1409 году Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Богоматери. Так возник Ферапонтов монастырь.

Земли Белозерья входили в удел князя Андрея Дмитриевича Можайского. Услышав о новой обители, он прислал в дар утварь для храма и пожаловал монастырю земли. Вскоре княжеский наместник, приехав из Белоозера в Можайск, рассказал князю о духовных подвигах преподобного Ферапонта. Давно желая построить близ Можайска монастырь, князь Андрей пригласил Ферапонта к себе. Оставив обитель, Ферапонт уехал в Можайск, где основал Лужецкий монастырь, там он и умер в 90-летнем возрасте 27 мая 1426 года.


Преемником преподобного Ферапонта стал игумен Мартиниан, видный церковный деятель XV века. Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил Стомонахов, родился около 1400 года в вологодской деревне Сяма. В юном возрасте он был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. Был учеником Ферапонта. Около 1427 года преподобный Мартиниан основал на озере Воже Вожеезерский Спасский монастырь, но вскоре стал игуменом Ферапонтова монастыря. В 1447 году он оказал поддержку сосланному в Вологду Василию Темному, который впоследствии пригласил Мартиниана Ферапонтов управлять Троице-Сергиевым монастырем. В 1455 году преподобный оставил эту обитель и переселился в любимый им Ферапонтов монастырь, где провел остаток жизни.


Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупным центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, много имуще братии работающих».

На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.

Уединенность и отдаленность монастыря сделали его местопребыванием ссыльных из лиц высокого духовного звания. Первым из них был архиепископ Ростовский Иоасаф. Архиепископ Иоасаф (Оболенский) в молодые годы принимал постриг в Ферапонтовом монастыре. В 1488 году после ссоры с Иоанном III он был сослан в Ферапонтово. Иоасаф прожил в монастыре около двадцати пяти лет, проведя последние годы в совершенном безмолвии. Он умер в 1513 году и погребен рядом с преподобным Мартинианом, которого считал своим наставником.

Спустя некоторое время после появления в Ферапонтове архиепископа Иоасафа, в монастыре случился сильный пожар, во время которого юродивый по имени Галактион спас всю казну архиепископа. На эти чудом уцелевшие средства в 1490 году был построен новый собор в честь Рождества Богородицы. Он стал второй каменной постройкой Белозерья после собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор в честь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - традиционный для русских северных монастырей строгий одноглавый храм, в котором чувствуются традиции новгородско-псковской школы каменного зодчества XV века. Собор очень скупо декорирован. Над храмом на широком барабане поднимается массивный колоколовидный купол с небольшой главкой в завершении. Собор окружает крытая каменная галерея, к которой с западной стороны примыкает квадратная одноярусная колокольня, крытая невысоким шатром.

Спустя двенадцать лет после строительства собора, в 1502 году, в Ферапонтово приехал известный живописец Дионисий с сыновьями - расписывать собор. «В лето 7010-е (1502) месяца августа в 6 день на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата бысть подписывать церковь, а кончена на второе лето 9 дня месяца сентября... А писцы - Дионисий-иконник со своими чадами. О, Владыко Христе, всех царь, избави их, Господи, мук вечных», - гласит древняя надпись на северной стене собора в честь Рождества Богородицы.

Соборная церковь Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия давно вошла в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Фрескам Дионисия посвящены изданные во всем мире многочисленные научные труды, фотоальбомы, сведения о них можно найти в любом издании, посвященном древнерусской живописи.


Датой рождения Дионисия считают 1440 год. Продолжатель дела Андрея Рублева много работал в Москве и подмосковных монастырях. В 1467-1476 годах он писал фрески и иконы в Пафнутьевом Боровском монастыре, в 1481 году расписывал Успенский собор Московского Кремля, затем работал в московском Спасо-Чигасовом монастыре и в кремлевском Воскресенском монастыре, после 1485 года писал иконы для церкви Успения Богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1500 году - в Павло-Обнорском монастыре. В 1502 году Дионисий вместе с сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем создал один из самых совершенных ансамблей русского средневекового искусства - фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.


Собор Рождества Богородицы Ферапонтова Лужецкого Можайского монастыря



По счастливому совпадению, эти фрески - главное сохранившееся до наших дней произведение Дионисия.


В отличие от Андрея Рублева, Дионисий не был монахом. В его искусстве практически нет аскетического начала. По работам мастера можно судить, что Дионисий был человеком образованным, сведущим в русской истории, знавшим летописи и житийную литературу. В его искусстве чувствуется и влияние Византии. Живопись Дионисия отличает легкий, одухотворенный рисунок, богатство красок, умелая композиция росписи.

Роспись покрывает все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Праздничность, нарядность - вот основное настроение, определяющее то впечатление, которое росписи собора производят на зрителя. Собор Ферапонтова монастыря был расписан, как доказали последние исследования, всего за 34 дня, а не за два года, как это считалось ранее.

Основная тема фресок ферапонтовского храма - единство мира видимого и невидимого, мира людей и мира «небесных сил бесплотных». Они выдержаны строго в духе античного правила: гармония, единство и ничего лишнего. Ферапонтов Белозерский монастырь


Фрески поражают своим цветовым богатством и благородством тонов - нежно-розового, золотисто-желтого, сиреневого, зеленоватого, лилово-коричневого и красновато-коричневого. Несмотря на некоторую приглушенность цвета, они создают впечатление нежности и прозрачности красок. Долгие годы считалось, что в качестве красителей для Ферапонтов Белозерский монастырь фресок были использованы цветные камешки и глины разных цветов и оттенков, которые можно найти на берегах Бородавского и Паского озер и в руслах впадающих в них ручьев. Эти камешки дробились, растирались и замешивались на яичном белке. Целая волна паломников приезжала в Ферапонтово из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Они искали аналогичные камешки и глины и готовили из них краски по старинным рецептам.


С юга к Рождественскому собору примыкает церковь святого Мартиниана Белозерского. Она построена в 1640-1641 годах над гробницей игумена Мартиниана, преемника преподобного Ферапонта. В 1549 году преподобный Мартиниан Белозерский был канонизирован. В храме сохранилась деревянная резная позолоченная рака над гробом преподобного Мартиниана.

Крытыми переходами собор соединен с колокольней и трапезной палатой с церковью Благовещения. Трапезная сооружена в 1530-1534 годах на средства, пожертвованные монастырю великим князем Московским Василием III, когда тот с Еленой Глинской объезжал северные монастыри, вымаливая у Бога себе наследника.

Надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта возведена в 1650 году.

В конце XV века в монастыре отбывал ссылку опальный киевский митрополит Спиридон, написавший здесь «Житие святых Зосимы и Савватия Соловецких» и «Изложение о православной истинной нашей веры».

А с 1666 по 1676 год в монастыре жил опальный Патриарх Никон. Не смирившись с утратой своего влияния, он не переставал надеяться на скорое возвращение и требовал от монахов патриарших почестей и привилегий. Монастырские власти, не вполне уверенные в том, что бывший Патриарх не окажется снова в Москве, покорно выполняли все его требования. По указанию Никона для него были выстроены особые хоромы - «кельи многие житей с двадцать пять», а посреди Бородавского озера из камней насыпали остров в виде креста, где Никон водрузил деревянный крест и подолгу проводил там время в молитвах и уединении. На кресте была вырезана надпись: «Животворящий крест Христов поставил смиренный патриарх Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».


После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича положение Никона изменилось в худшую сторону. Патриарх Иоаким, давний противник Никона, предъявил ему целый список новых обвинений, среди которых фигурировали даже сношения бывшего Патриарха с посланцами Степана Разина. Никона перевели в Кирилло-Белозерский монастырь в тюремное заключение. Только в 1681 году бывший Патриарх получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге, в Ярославле, разболевшийся Никон умер.

После вкладов царя Михаила Романова, сделанных в 1640-х годах, никаких других пожалований Ферапонтов монастырь не получал. К концу XVII века он пришел в упадок и в 1798 году был упразднен, а его церкви обращены в приходские. Но слава древнего монастыря не умирала никогда, и в начале XX века, в связи с 500-летием основания, Ферапонтов монастырь был возрожден уже как женский. В 1908-1915 годах в монастыре велись восстановительные работы. Инициатором восстановления Ферапонтова монастыря была игуменья Леушинского монастыря Таисия. Благодаря ее неукротимой энергии дважды проводился всероссийский сбор пожертвований на это благое дело. Она же стала первой игуменьей восстановленного Ферапонтова монастыря. Игуменья Таисия скончалась в январе 1915 года.

Ферапонтов монастырь был закрыт в 1924 году, а его тогдашняя игуменья расстреляна коммунистами. В монастыре размещается музей. Монастырский храм Богоявления с 1990 года используется для богослужений.

Месторасположение: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово.


Памятник истории и культуры федерального значения Кирилловского района Вологодской области. В соборе Рождества Богородицы сохранились росписи Дионисия с сыновьями. Это единственный храм, где сохранилась столь объемная (общей площадью 600 м2), документально подтвержденная роспись Дионисия. Ныне в стенах Ферапонтова монастыря располагается музей фресок Дионисия. В 2000 году монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом Белозерским, сподвижником святого Кирилла Белозерского. В XV веке монастырь становится широко известен, его посещают многие выдающиеся политические деятели. В начале XVI века Богородице-Рождественский собор расписывает известный московский мастер Дионисий с сыновьями. Стоимость работы иконописца приблизительно равнялась стоимости постройки самого монастыря.

В период с 1666 по 1676 годы в Ферапонтовом монастыре пребывал сосланный туда бывший патриарх Никон.

В 1798 году монастырь был упразднен указом Синода как пришедший в запустение, и лишь в 1904 году был возобновлен как женский. Однако в этом виде он существовал 20 лет и в 1924 году был закрыт. С 1975 года началось создание музея.

Основание монастыря

Жития преподобных Ферапонта и Кирилла повествуют о том, что будущие основатели северных обителей, названных Андреем Николаевичем Муравьевым Русской Фиваидой на Севере, являлись монахами московского Симонова монастыря. Вместе они подвизались в труде и молитве, часто общались с посещавшим монастырь преподобным Сергием Радонежским. Когда Кириллу было явление Богородицы, указавшей место основания нового монастыря, именно Ферапонт был избран подвижником в качестве спутника. Достигнув берега Сиверского озера, старцы ископали кельи и постепенно началось обустройство будущего Кирилло-Белозерского монастыря. Спустя небольшое время Ферапонт оставил Кирилла и пошел дальше на северо-восток, пока на расстоянии 15 верст (20 км.) от Сиверского озера он обнаружил озера Пасское и Бородавское, соединенные небольшой речкой Паской. «Есть у меня желание, и оно непрестанно влечет меня, идти безмолвствовать на особое место», - простосердечно сказал Ферапонт, и столь же искренно отвечал ему Кирилл: «Если воля Божия на то будет, можешь и на деле исполнить». На возвышении меж двумя озерами старец и основал свою обитель. Годы основания Кириллова и Ферапонтова монастыря совпадают - 1397 год. Обитель начала развиваться, однако Ферапонт был вынужден покинуть её и по просьбе князя Андрея Дмитриевича Донского отправиться в Можайск, чтобы основать обитель на берегу Москва-реки. Так возник Лужецкий монастырь.

Монастырь в XV-XVII веках

В самом же Ферапонтовом монастыре игуменом стал Мартиниан Белозерский, ученик Кирилла Белозерского. Именно при Мартиниане в 1409 году возводится деревянная церковь Рождества Богородицы с трапезной. Монастырь приобретает широкую известность, во второй половине XV - начале XVI века он становится, наряду с Кирилло-Белозерским и Спасо-Каменным монастырями, духовным, культурным и идеологическим центром северных земель. Долго время после кончины Мартиниана и обретения мощей монастырь носил название «Мартемьяновского».

В 1490 году заканчивается возведение каменного собора Рождества Богородицы, над которым работали ростовские мастера, приглашенные архиепископом Ростовским Иоасафом, выходцем из самого монастыря. Иоасаф же в 1502 году пригласил знаменитого московского художника Дионисия, дабы тот расписал новый собор. Расположенная на поверхности арки северного входа собора надпись сообщает о времени создания (1502) и рекордных сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». Поразительным фактом является и то, что росписи сохранились до наших дней без поновления.

На XVI столетие приходится расцвет монастыря. Именно в этот период монастырь получает множество вкладных и жалованных грамот от царя и князей. В монастырь на богомолье приезжают Василий III, Елена Глинская, Иван IV. Тогда же возводятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.

Однако в 1614 году монастырь был разорен поляками, были сожжены кельи и ворота, разграблению подверглись окрестные деревни. Спустя четверть века монастырь оправился от нашествия польско-литовских отрядов. В 1643 году в Мартиниановской церкви, выстроенной в 1495 году, была установлена рака с мощами преподобного. В 1645 году была построена двухпридельная надвратная церковь. В 1666 году в Ферапонтов монастырь был сослан патриарх Никон. 10 лет он провел в заточении в обители. Известен поклонный крест, вырезанный и установленный Никоном на небольшом островке посреди Бородавского озера.

Монастырь в XVIII-XXI веках

В XVIII веке монастырь постепенно приходил в запустение, пока в 1798 году не был упразднен указом Синода. Монастырские церкви стали приходскими.

В 1904 году монастырь был возобновлен уже в качестве женского, но вновь закрыт в 1924 году.

С 1975 года началось формирование современного музея.

В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Фото и описание

Ферапонтов монастырь был основан сподвижником преподобного Кирилла Белозерского – святым Ферапонтом в 1938 г. Расположен монастырь в 120 км от Вологды. Ферапонтов монастырь невелик: четыре храма, трапезная, колокольня и казённая палата огорожены не очень высокой оградой из кирпича.

Широкую известность монастырь приобрел благодаря деятельности преподобного Мартиниана, являющегося духовником Василия II. Во второй половине XV – начале XVI века монастырь стал немаловажным духовным, идеологическим и культурным центром Белозерья. Старцы монастыря имели серьезное воздействие на политику Москвы. В начале XVII в. Ферапонтов монастырь владел несколькими селами, полусотней деревень, пустошами и крестьянами в количестве более трехсот человек.

Ансамбль монастыря поражает тихим очарованием, уютом, единением с природой. Первые постройки монастыря сооружались из дерева. Каменные строения начинают возводить в конце XV века. Первым был воздвигнут собор Рождества Богоматери, который был одним из первых соборов, возведенных из камня на севере России. Собор является самым древним сооружением монастыря.

Росписью собора занимался Дионисий - известный и популярный художник-иконописец того времени. Расписывать собор Дионисию помогали сыновья. Площадь росписи стен собора составляет 600 кв. м. Радуют глаз мягкие цвета росписи и многочисленные сюжеты. Стены собора были расписаны за тридцать четыре дня.

Рождественский собор кажется исключительно легким, изысканным, стройным. Особым нарядом отличается западная сторона. Основу ее убранства составляет декоративный пояс, состоящий из двух ярусов, выложенный из сверкающих изразцовых плиток. Выше расположен узорчатый карниз. Щедро обработаны барабан центральной главы, а также кокошники и полукружия апсид алтаря. В их оформлении представлены все разновидности декора - изразцовые пояса, балясины, фигурные ниши.

К собору примыкают двухъярусные переходы с встроенной по середине колокольней. Они ведут к церкви Благовещения, которая была построена в 1530-1534 гг. Это храм кубической формы, с одной главой, поделенный на три этажа-яруса. Первый, нижний этаж, занимали хозяйственные кладовые, помещение для богослужения размещалось на втором этаже, на третьем располагалась колокольня. Не совсем обычно было и завершение храма. Округ высокого барабана цилиндрической формы, который был увенчан вычурной главой, сгруппированы колокольня, маленькие комнатки, имеющие предназначение "тайников" и книгохранилищ, ходы сообщения.

Основной вход в монастырь – это Святые ворота. Они были сооружены в 1649 г. Главный фасад их красочен и наряден. Узкие и длинные окна обрамлены вытянутыми наличниками, имеющими килевидный острый верх. Под карнизом – узорчатые пояса в два ряда. Венец мастерства и таланта зодчего представляют шатры, обработанные с большим вкусом.

В 1614 году обитель основательно разграбили поляки. Однако особо ценные святыни монахи сумели спрятать и сохранить. Постепенно, начиная с конца 17 века, в обители начинается упадок. Сооружения монастыря, можно сказать, единственные на севере России, сохранившие все типичные особенности интерьера и декора.

По решению Святейшего синода в 1798 году монастырь закрывают. Многие здания были разрушены или перестроены. В 1904 году монастырь начинает функционировать как женский. Его снова закрывают в 1923 году. В 1975 году начинается формирование музея. В наши дни в его стенах располагается музей фресок Дионисия. На сегодняшний день это самые старейшие сохранившиеся фрески древней Руси.


Описание дополнено:

Н.Н. 06.10.2012

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в конце 14 века, но вскоре основатель отбыл в Можайск, а его детище стало приходить в упадок. В конце 15 века в монастыре произошел пожар, после чего началось каменное строительство на территории монастыря. В 1490 году был построен каменный соб
Показать весь текст

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в конце 14 века, но вскоре основатель отбыл в Можайск, а его детище стало приходить в упадок. В конце 15 века в монастыре произошел пожар, после чего началось каменное строительство на территории монастыря. В 1490 году был построен каменный собор Рождества Богородицы. В 16 веке строится церковь Благовещения с трапезной, Гостевая палата и другие служебные постройки. В середине 17 века возводятся надвратные церкви Богоявления и Ферапонта на Святых вратах, шатровая церковь и колокольня. В 19 веке монастырь был обнесен каменной оградой, а в 1924 году закрыт. В 1975 году в монастыре был открыт Музей фресок Дионисия, а в 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря был внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.
Святые ворота Ферапонтова монастыря представляют собой призматический объем с двумя легкими стройными шатрами, увенчанными маленькими главками. Широкий проход этих ворот со сводом ведет внутрь монастырского ансамбля.
Наибольшее художественное значение имеет собор Рождества Богородицы. Он был построен в 1491 году ростовскими мастерами. Собор по типу напоминает московские храмы 15 века. Объем здания кубический с килевидными закромами и лопатками на фасадах. Стены покрыты узорной кладкой из кирпича. Под закомарами стены декорированы широким поясом с растительным орнаментом из матово-красных плиток. Такая же декоративная обработка введена в апсидах и в верхней части высокого барабана со шлемовидным куполом.
Внутри собора все стены, столбы и своды расписаны фресками. Росписи Ферапонтова монастыря были выполнены знаменитым живописцем Дионисием и его двумя сыновьями. Дионисий при работе пользовался красками, полученными из местных пород минералов, что помогло ему создать богатую цветовую гамму красок.
Живопись собора посвящена Богородице. Она изображена в центре храма и в крупных композициях на стенах. В третьем ярусе размещены сцены Акафиста Богоматери. Дионисий и его мастера стремились раскрыть светлый человеческий образ Марии, отсюда этот оптимистический тон их живописи. В куполе храма размещена фреска "Пантократор" с евангелистами на папирусах.
Храм Рождества Богородицы был холодным. Службы в нем проводились только в теплое время года. Теплой церковью была церковь Благовещения, стоящая рядом, построенная немного позднее вместе с трапезной. В 19 веке трапезная была превращена в церковь, а бывшая церковь стала алтарной частью новой церкви.
В 1975 году в монастыре был учрежден Музей фресок Дионисия, входящий в состав Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Коме того, здесь располагаются еще две экспозиции. Одна из них размещена в церкви Благовещения и посвящена истории и церковному искусству, а другая – этнографическая в Трапезной палате.

Приехав в Кириллов Вологодской области, не упустите шанс увидеть уникальные фрески Дионисия, которые практически полностью сохранились в Феропонтовом монастыре. Я предпочитаю посещать известные монастыри с экскурсоводом, поэтому мы накануне договорились с местным частным гидом, которая согласилась показать несколько интересных достопримечательностей, ну и, конечно монастырь.

Утром мы встретились с гидом Лидией в центре Кириллова и поехали на нашей машине путешествовать вокруг Кириллова. От города до монастыря ехать не более полу часа, на протяжении которого слушали историю возникновения обители, заочно знакомились с экспонатами музея по книжке, потому что на территории Ферапонтова монастыря проводить экскурсии сторонним гидам нельзя. Конечно, мы могли бы взять гида и на месте, но тогда не получилось бы полноценной программы.

Вокруг монастыря можно полюбоваться русской природой, представляю, какая упомрачительная картинка здесь летом.



Стоит сказать, что посещение Феропонтова монастыря – удовольствие не из дешевых. С учетом, что мы не брали экскурсию от монастырских гидов, заплатили за вход в музей, просмотр фильма и право посмотреть на фрески примерно по 800 руб с человека. Из посетителей мы оказались одни, на кассе наша гид пыталась очень прозрачно намекнуть, что с нас не надо брать деньги по полной, но правила есть правила. Меня поразил тот факт, что нам пришлось уточнять у смотрительниц, сколько времени мы можем смотреть фрески. Обычно разрешают не более 10 минут (и это за такие немаленькие деньги), но нам повезло – по времени ограничивать не стали.

Фрески Дионисия

В конце XV столетия на территории монастыря возвели каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, что, кстати, на семь лет раньше чем в соседнем Белозерском монастыре, который был намного богаче.

Расписал собор Дионисий – известный на Руси мастер-иконописец. Например, его рука касалась Успенского собора Московского Кремля. Стиль мастера легко узнается благодаря ярким краскам, вытянутым, легким фигурам, плавным линиям. Дионисий – один из самых известных храмовых художников на Руси, наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Благодаря работе мастера и чудесной сохранности искусства монастырь включен в список Всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Росписи занимают площадь больше 700 кв. метров, а это практически вся внутренняя поверхность собора. Не сохранились только отдельные части росписей, которые пострадали во время перестройки иконостаса. А целом, фрески сделали Ферапонтов монастырь известным на весь мир, так как он единственный, где в полном объеме сохранились авторские фрески начала XVI столетия.

Перед входом вам дадут план-схему фресок, с помощью которой роспись можно «читать» даже не сильно подготовленному человеку.


О красках и технологии живописи можно прочитать перед входом.



Помимо росписи храма в Феропонтовом монастыре можно посмотреть вводный фильм о фресках и посетить музей, в котором находится ряд любопытных экспонатов.

Музей Ферапонтова монастыря

Сначала мы пошли в музей, представляющий собой большой зал.

Например, здесь можно увидеть реконструкцию кельи монаха по уставу Кирилла Белозерского, в которой нет даже кровати.


В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но все было общим.Даже куска хлеба не разрешалось держать в келии, так же не должно было быть напитков. Если монах хотел есть или пить, то шел в трапезную, где с благославления мог утолить голод и жажду.

В дальнем углу находится образец братской трапезной.


В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.

За витринными стеклами можно найти экземпляр Соборного уложения 1649 года.


Здесь можно увидеть икону Патриарха Никона, который находился в этих краях в период ссылки.

Вот это, предположительно, кусочек израсца из кельи Никона.


Конечно, экспозиция демонстрирует торжественное одеяние священников.


А вот рабочие место Игумени.



Об основании монастыря

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году. Назван монастырь по имени основателя Ферапонта, который прежде чем остановиться здесь был послушником в Симоновом Московском монастыре, а затем даже стал одним из основателей Кирилло-Белозерского монастыря. Чтобы найти большее уединение Ферапонт отправился дальше и поселился на небольшом холме около Бородавского озера.

Здесь Фепапонт построил для себя небольшую деревянную келью и жил в уединении своими трудами и молитвами. Но однажды пришли к нему разбойники и потребовали отдать им сокровища или покинуть э то место (удивительно, но как это похоже на обычный рэкет). Правда преподобный Ферапонт не испугался их и пристыдил их, да так, что разбойники ушли и больше не тревожили старца.

Начали приходить к Ферапонту люди и просить разрешения поселиться рядом. Так возникло небольшое поселение, около десяти человек. Но преподобный Ферапонт отказался стать игуменом и новоиспеченную обитель возглавил другой человек, имя которого история не сохранила. А вот Ферапонт назначил себе самые черные работы, так как называл себя «великим грешником». Он носил воду, колол дрова, чистил печи. Кстати, именно так жил и Сергий Радонежский, который был наставником преподобного Ферапонта.

Через десять лет здесь поставили церковь, которую освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вроде бы все складывалось так, как хотелось старцу Ферапонту: жил он в тишине и покаянии, молился, трудился, но вскоре ему пришлось покинуть обитель. Можайский князь хотел поблизости основать подобный монастырь и попросил преподобного Ферапонта помочь ему в этом. Не хотелось преподобному старцу начинать все сначала, но смирение это добродетель, которой должны обладать христиане, поэтому Ферапонт смирился. А ведь на то время ему уже было семьдесят лет. Стоит отметить, что преподобный старец пробыл в Лужецком Можайском монастыре еще двадцать лет, здесь есть церковь Рождества Богородицы, как и в Феропонтово, где похоронен старец. Несмотря на то, что последние двадцать лет Ферпонт провел в другом месте, его помнят и почитают как Белозерского старца. Вокруг милой его сердцу обители на Бородавском озере образовался поселок, который и по сей день называется Ферапонтово, часть озера Ферапонтовским, а монастырь, который вырос на месте первых келий, назван Ферапонтовым.


Интересно, что Ферапонтовский монастырь, всегда оставался в тени, как бы на втором плане, но в то же время обитель имела очень большое духовное влияние. Здесь бывали цари, князи, известные люди и каждый находил здесь умиротворение и ответы на тревожащие вопросы.

После того как преподобный Ферапонт покинул обитель, князь Можайский направил сюда обещанную помощь, но не было духовника, который бы с толком распорядился полученными средствами. Проходили годы, менялись игумены, но Ферапонтов монастырь так и оставался таким же, как и при жизни его основателя. Но затем пришел в обитель преподобный Мартиниан ученик Кирилла Белозерского настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря. Преподобный Мартиниан пришел в это святое место простым паломником, но братья его уговорили остаться здесь и стать настоятелем Ферапонтова монастыря.


В XV столетии произошли кровавые события, которые хоть и произошли в Москве за пятьсот километров, но отразились на Ферапонтовом монастыре. В Москве шла борьба за великокняжеский престол и тогдашнего князя Василия II низверг Дмитрий Шемяка. С него взяли клятву на кресте, что он не будет выступать против нового князя, и выделили. Василий, которого прозвали Темным, за то что слепым был, пришел поклониться и помолиться в Ферапонтов монастырь. Здесь преподобный Мартиниан освободил Василия от данной клятвы и даже благословил его выступать против захватчика, который незаконно восседал на великокняжеском престоле. Поддержка церкви в те времена имела большое значение, поэтому к Василию Темному примкнуло много сторонников, что и предрешило участь Шемяки, ему пришлось бежать в срочном порядке.

Преподобного Мартиниана Великий князь Василий вызвал в столицу и попросил взять игументство в Троице-Сергиевом монастыре. И несмотря на то, что Мартиниану не хотелось уезжать из Ферапонтово, ему как и его предшественнику Ферапонту пришлось занять должность игумена в другом монастыре.

Через некоторое время преподобный Мартиниан вернулся в милую сердцу обитель в Ферапонтово и занялся обустройством. И последующие двадцать он так усердно все здесь обустраивал, что все диву дивились. Здесь он и упокоился в церкви Рождества Богородицы.

В начале шестнадцатого столетия возведена Церковь Благовещения с трапезной, которая построена в честь рождения царевича Иоанна, который в историю вошел как Иван Грозный. Приблизительно в это же время построена Казенная палата – уникальное сооружение гражданской постройки на территории монастыря. Здесь была обустроены помещения для книг, амбары, обустроен тайник для монастырской казны.

В Ферапонтовом монастыре можно увидеть много всего интересного и уникального, но прежде чем вы войдете в стены святой обители, вы пройдете сквозь Святые ворота. Стоит отметить, что каменные стены, арки, надвратные церкви Ферапонта и Богоявления и даже окна, не менялись со дня постройки. Пол в церквях устлан небольшими плитками, своды поддерживаются дубовыми балками, которые уже потемнели от времени, черные алтарные жертвенники.


Судьба Ферапонтова монастыря, схожа со многими другими обителями, которые пережили советские времена, он был закрыт. Но, к счастью, его не постигла участь быть совхозом, Ферапонтов монастырь был передан под музей и сегодня он находится под охраной ЮНЕСКО. Но молитвы здесь по-прежнему звучат – под богослужение братии отдан Никонов храм.

Когда вы приедете Кириллов, то поймете связь между несколькими святыми местами, расположенными вокруг: Кирилло-Белозерским монастырем , Нилло-Сорской пустынью , Феропонтовым монастырем и Горицким женским монастырем, в который мы и направились далее (читать о нем ).

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8.

Время работы музея:

Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь - ныне не действующий монастырь, уникальный памятник культуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, прославленный благодаря фрескам Дионисия - крупнейшего иконописца рубежа XV-XVI веков.

Комплекс монастыря включает собор Рождества Богородицы, церковь Благовещения, церковь-усыпальницу святого Мартиниана Белозерского, колокольню и Святые врата.

Монастырь был основан в 1397 году , пришедшим на север из Москвы вместе со своим другом преподобным . В новом краю они основали монастыри, которые в течение 400 лет были центрами православия в Белозерском краю. Мощный и величественный располагается всего в 15 километрах от Ферапонтова. После преподобного Ферапонта монастырь возглавил другой известный святой - преподобный .

В 1490 году в обители был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы, который расписывал вместе со своими сыновьями прославленный иконописец Дионисий.

Монастырь получал богатые дары от великого князя Василия III и царя Ивана Грозного. Здесь в ссылке жил попавший в опалу патриарх Никон.

В 1798 году по указу Святейшего Синода монастырь был упразднен, а его церкви стали приходскими, то есть в них начали ходить местные жители.

В 1904 году монастырь снова открылся как женский, однако через 20 лет опять был закрыт.

Сегодня в соборе Рождества Богородицы проводятся службы, а сам монастырь действует как музей архитектуры и музей фресок Дионисия.

Интересные факты о Ферапонтовом монастыре

    Созданные Дионисием росписи Богородице-Рождественского собора находятся в сохранности, хотя никогда не поновлялись со времени создания.

    Фрески в Ферапонтовом монастыре являются единственным произведением Дионисия с несомненным авторством. О нем свидетельствует надпись на стене собора Рождества Богородицы.

    В музее хранится славянский идол Ярилы, символ плодородия, созданный не позднее IX века.