Большой каменный мост. Каменный мост Первый каменный мост

Большой Каменный мост - мост через Москву-реку, соединяющий Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове.

Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м.

С Большого каменного моста открываются замечательные виды на , .

Ближайшие станции метро: Полянка, Боровицкая, Третьяковская.

Решетка Большого каменного моста украшена символикой СССР раннего периода. Так, на гербе можно разглядеть Монумент советской конституции, который находился на Тверской площади напротив здания Мэрии Москвы в 1918-1941 годах.

Историческая справка

Современный мост был построен в 1938 г. и установлен несколько ниже по течению реки (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Позже мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему.

В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича было начато строительство моста через Москву реку мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Мост назвали Всехсвятским по находящимся рядом Всехсвятским воротам . После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим.

Строительство возобновили в 1682 году и завершили в 1687, по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом стрцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем, за мостом утвердилось современное название.

На строительство моста были потрачены огромные средства. В то время даже возникла поговорка - « » (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX в. в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!».

Со временем мост обветшал. В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.

Видео

Изображения

Всехсвятский мост. Москва конца 17 века. Васнецов А.М., 1901 г. Ярославский художественный музей

Большой Каменный мост через Москву-реку на самом деле является металлическим. Такой казус легко объясняется: в одном из своих вариантов мост действительном был каменным, но к середине XIX столетия обветшавшее сооружение было решено снести, а на его месте установить металлическую конструкцию.

В Москве Большой Каменный мост висит над рекой возле Боровицких ворот Кремля. С одной стороны моста можно выйти к улицам Моховой и Знаменке, с другой – на Большую Полянку.

Первый мост на этом месте существовал еще в XIV-XV столетиях, но это было всего лишь временное сооружение – так называемый наплавной мост, подвижная и потому опасная конструкция из бревенчатых настилов, лежащих на плотах. Мост убирали на зиму, также его можно было разобрать, если на столицу нападет враг.

Первый капитальный мост из камня был возведен в XVII веке, и его строительство растянулось почти на сорок лет. Инициатором строительства был царь Михаил Федорович, который в 1643 году пригласил страсбургского мастера по фамилии Кристлер. Царь лично контролировал ход разработки проекта, но через два года Михаил Романов скончался от болезни, умер и сам Ягон Кристлер, поэтому и работы по сооружению каменного моста приостановились.

В 80-е годы XVII века строительство решила возобновить царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, при участии князя Василия Голицына. За основу были взяты планы Кристлера. В итоге мост вышел длиною 170 метров и шириной более двадцати. Ширина моста была такой, что позволяла разместить на нем в том числе различные торговые и питейные заведения. Все это сослужило мосту плохую службу: и мост, и его окрестности скоро стали считаться местами, где легко можно было стать жертвой лихих людей.

Последующие переустройства моста были произведены в середине XIX века и первой половине ХХ-го. В 1859 году он был заменен на металлический, а в 1938 году его перестраивала команда архитекторов и инженеров. Ширина обновленного моста увеличилась почти в два раза, а длина над рекой составила 105 метров.

В XIX веке Большой Каменный мост упоминали в одном ряду с такими достопримечательностями, как Царь-пушка и Царь-колокол. Сегодня с него можно любоваться видами москворецких набережных, Кремля и храма Христа Спасителя.

55°44′48″ с. ш. 37°36′44″ в. д. H G Я O Область применения автомобильный, пешеходный Пересекает Москва (река) Место расположения Москва Конструкция Тип конструкции арочный Основной пролёт 105 м Общая длина 487 м Ширина моста 40 м Эксплуатация Открытие Большой Каменный мост на Викискладе
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771510260500005 (ЕГРОКН)
объект № 7735352000 (БД Викигида)

Всехсвятский мост в конце XVII в., рисунок А.Васнецова

Фрагмент гравюры Бликланда-Пикара: мост у Всехсвятских ворот. Видна мельница, пристроенная к быку

Большой каменный мост ок. 1800 г., картина Ф. Алексеева

Г.Лари. Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Начало XIX века.

Большо́й Ка́менный мост - один из мостов через Москву-реку . Соединяет Боровицкую площадь , улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове , пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту .

Всехсвятский мост

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский , известная как Волоцкая . Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов . Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города , названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в -1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского . Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку , у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название. Мост находился, однако, не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной (красная линия которого соотнесена с линией старого моста) и вёл к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам).

Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня - Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проёмов (фактически трое двойных ворот), а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесённых с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирёва , ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».

Поскольку мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличённых в корчемстве (тайном изготовлении вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вёл на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне.

Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причём особенно дурной славой пользовался один из пролётов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки моста. В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся» . В августе 1786 г. мост вновь пострадал от наводнения. Ввиду этого, по приказу нового главнокомандующего графа Брюса мост был отремонтирован и реконструирован. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и стоившей 213 000 рублей, мост был укреплён, лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, по бокам устроены перила.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет И. М. Снегирёв, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».

Мосты Москвы сравнительно молоды по сравнению с мостами Европы, но их история ничуть не уступает истории зарубежных.
Сейчас я Вам расскажу про один из самых старых мостов Москвы, с которого открывается прекрасный вид на главные достопримечательности нашего города: Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсеневскую набережные.
Большой Каменный мост - это один из автомобильно-пешеходных мостов через Москву-реку. Он соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту.
Хотя название у моста «Большой Каменный», на самом деле этот мост металлический.
До построения Каменного моста на Москве – реке, были мосты так называемые «живые» (связаные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод. Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский. На месте современного Каменного моста, всегда был перевоз. О сооружении каменного моста задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов, и отрылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом.
В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство было прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682-1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный мост.
Мост находился не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной.
Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м.
Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!»
Т.к. мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино.
В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста…»
В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет Иван Михайлович Снегирев, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».
В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.
На давно ставшей коллекционной редкостью советской купюре 1923 года в 10 000 рублей как раз изображен Большой Каменный мост, тот самый Старый Большой Каменный мост, строительство которого было начато еще в 1643 году в правление первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
А в 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м. Перилами служат чугунные литые решетки с изображением советского герба Москвы.
Окружают Большой Каменный мост Патриарший мост, с которого Дмитрий Анатольевич Медведев говорил свое новогоднее обращение и Большой Москворецкий мост. Ближайшая станция метро «Боровицкая».
Интересный факт, что длинный пандус моста скрывает технические помещения, где расположен гараж кремлевской службы охраны, который возник там еще в эпоху Сталина.
Из-за строительства нового моста был перенесен дом, который аккуратно на рельсах сместили со своего места. Об этом событии Агния Барто написала стихотворение «Дом переехал». И мало кто знает, что это стихотворение посвящено реальному событию - передвижению дома № 5/6 по улице Серафимовича в Москве, который мешал строительству Большого Каменного моста в 1937 году.
Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
- Ох,- вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.

Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!

Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! -
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.-

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
- Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом.

Особенностью этого передвижения была необходимость подъема здания (вес 7500 тонн) на высоту 1,87 м. Тем не менее передвижка происходила без отселения жильцов.
Сёма шепчет со слезами:
- Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
- Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

Ой,- обрадовался
Сёма,-
Значит, можно ехать
Дома?...

Как видите, это стихотворение шуточно отображает историю переезда дома. Он и сейчас стоит там в своем первоначальном виде.
Теперь Вы многое узнали про Большой Каменный мост, и если Вы будете там проходить в следующий раз, то вспомните его историю и его легенды.

С улицей Большая полянка.
До построения Каменного моста на Москве – реке были мосты так называемые «живые» (связаные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод. Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский. На месте современного Каменного моста, всегда был перевоз. О сооружении каменного моста задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов, и отрылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом. Для этой цели в 1643 году был вызван в Москву из Страсбурга палатный мастер Анце Кристлер со своим дядей Иваном Кристлером. По приказанию царя Михаила Федоровича Кристлером сначала был представлена деревянная модель с чертежом. Образец делали дворцовые плотники. По рассмотрении модели и сметы в Посольском приказе возникли вопросы, а устоит ли мост от льда толщиной в два аршина, можно ли по мосту будет возить пушечный снаряд и устоят ли своды. Подобные вопросы обнаруживают сомнение в возможности построить каменный мост через Москву-реку, который выдержал бы напор льда и выносил бы большие тяжести, и можно сказать, что возведение моста считалось чудом.
С преждевременной смертью Михаила Федоровича и Кристлера в 1645 году строение Каменного моста остановилось. Продолжил строительство моста в 1682-м году, князь Василия Васильевич Голицин, любимец царевны Софьи. И довершили его в 1687-м году по мостовому образцу Кристлера. Зодчим был монах, имя которого не сохранилось. Вбивши дубовые сваи в русло реки и настлав их брусьями, он выводил на них каменное строение. Это сооружение по тому времени казалось столь важным, что даже вошло в народную поговорку о чем –либо чрезвычайно дорогом: «Дороже Каменного моста».
В прежнее время Каменный мост представлял совсем другой вид и обстановка его была совсем другая. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и сливными воротами. На самом мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак, слывший под названием «Заверняйка». На южном конце моста было шесть ворот и палаты, над которыми возвышались два шатровых верха, увенчанных двухглавыми орлами, в палатках помещались Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво из галерей деревянный сход вел на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. На левом берегу близ моста находились Всесвятские торговые бани, пожалованные Петром I князю Меньшикову и долго слывшие «Меншиковыми». Там же были построены житницы «для хлебной раздачи государева жалованья Преображенского полка солдатам». От смежных с мостом Всесвятской башни и церкви во имя Всех Святых он назывался Всесвятским, от соседнего с ним урочища Берсеневки – Берсеневскими, по церкви Николая Чудотворца – Николаевским. В таком виде Каменный мост был до царствования Анны Иоанновны. Указом своим от 26 мая 1731 года она повелела сломать мельницы при мосте и быки очистить, чтоб между ними был свободный проход по воде. По описанию Рубана в 1782 году мост находился в следующем виде: «Шестеро ворот каменных на конце моста у суконной фабрики с одной стороны, а с другой у Камер-коллежского винного двора». Они стояли с трех сторон: одни прямо против Каменного моста и Косьмодемьянской улицы с двумя проездами, другие направо к Берсеневке, также с двумя проездами. Собственно, ворот было только трое, но проездов сквозь них было шесть. Со времени своего существования Каменный мост неоднократно был исправлен, так что впоследствии первобытный вид его изменен.
В 1783 году от весеннего напора воды мост сильно был поврежден. Для его исправления был учрежден особый департамент под ведомством графа Чернышева. И не нашли другого решения, как отвести воды Москвы-реки с помощью канала, для того чтоб открыть фундамент моста. А правый берег от канала до моста укрепить обрубами. Со смертью графа Чернышева этот план не был приведен в исполнение. Однако частично этим планом воспользовался новый главнокомандующий Москвы граф Брюс. С моста окончательно были сняты все лавочки, перила сделанные из камня были укреплены, и в 1785 году был прорыт Водоотводный канал. Канал проходит почти в одинаковом направлении с Москвй-рекой. Он начинается выше Каменного моста, проходя мимо Болотной площади и позади Садовников.
В 1788 году Каменный мост снова был поврежден от наводнения, его реконструкция продлилась до 1792 года, тогда же мост поступил в ведение Казенной палаты. В 1804 году мост потребовал новых починок. На эти работы было ассигновано 111 164 рублей. Работы начались в 1809 и закончились перед 1812 годом. Но при всех перестройках основа моста осталась все-таки первоначальной. Длиной 70 и шириною 11 сажень (149 и 23 метра), мост был построен в виде дуги на шести арках, или столбах, больших и двух меньших, которые потом были заложены. К ним примыкали с восточной стороны полукруглые, а с западной угловатые упоры, или отводные быки из дикого камня. Глубокий и твердый фундамент, добросовестная кладка и толстые железные связи обеспечили его существование.
В прежнем быту Каменный мост служил не только путем для проезжих, но насущным пристанищем для нищих, калек, певцов Лазаря, торговцев, сводников и вообще гулящих людей, каких было множество в древней столице.
Еще в царствование императрицы Елизаветы Петровны, через него водили из Сыскного приказа «языков», которые оговаривали встречных. Под девятой клеткой моста, на левой стороне, бывало сборище воров, которые здесь грабили и убивали, ограбленных бросали в реку (упоминается в делах Сыскного приказа).
В таком виде мост просуществовал до начала правления Александр II. Выпадавшие кирпичи из сводов в арках дали повод для опасений, что свод может рухнуть, да и сам подъем на мост казался уже крутым по отношению к прилегающим уличным мостовым. Решено было его сломать, и выстроить новый значительно легче прежнего. Потребовалась много усилий и расходов, чтоб сломать двухвековый памятник. Московские жители с любопытством собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитался как один из диковинок не только Москвы, а и всей России. Новый мост был сооружен на трех чугунных арках и на двух каменных быках, с чугунными перилами. Строителем его был инженер, полковник Танненберг. Новый мост уже не представлял диковинки. Он был освящен и открыт для езды в 1859 году.
В 1938 примерно на том же месте был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Длина моста с подъездами 487 метров, ширина 40 метров.