Авиакомпания задержала рейс. Почему рейс задержан? На какие компенсации можно рассчитывать

Задержка рейса или отмена вылета – довольно часто случающиеся неприятности, которые способны привести в замешательство даже опытного путешественника, особенно если путешествие включает в себя пересадки и стыковки. В случае, если рейс задерживают, пассажир может воспользоваться своими правами, а их у него немало. Причем абсолютно не имеет значения, какая авиакомпания задерживает вылет: лоукостер или национальный авиаперевозчик, а рейс – регулярный или чартер. Права пассажира в этих случаях регулируются Федеральными Авиационными Правилами (ФАП) и Воздушным Кодексом России, в которых четко прописаны все возможные ситуации и способы их разрешения.

Пассажир имеет право знать

Согласно положениям ФАП, представители авиаперевозчика, осуществляющего полет, должны проинформировать клиентов о причинах и продолжительности отсрочки взлета даже, если произошла задержка вылета чартерного рейса. Информация должна быть объявлена диспетчером по громкой связи и обозначена соответствующим текстом на табло в здании аэропорта (п. 92 ФАП).

Также на регистрационной стойке авиакомпании ее представитель должен давать исчерпывающие сведения обо всех обстоятельствах и причинах изменения времени вылета. Если в данном аэропорту нет представительства компании-авиаперевозчика, осуществляющей перелет, на все вопросы пассажиров обязаны ответить представители аэропорта на информационной стойке. Пассажир вправе потребовать от представителя воздушной гавани предоставление полных данных по рейсу.

Важно! Приобретая авиабилет на самолет, клиент заключает с перевозчиком договор на предоставление транспортных услуг, письменным доказательством этого факта становится бланк авиабилета.

Важно! Клиент вправе требовать соблюдения своих прав на информацию (п. 74 ФАП).

Если рейс отложен

Что делать пассажиру при задержке рейса, можно узнать из положений действующего законодательства и ФАП. Клиенты авиаперевозчиков должны требовать их соблюдения. В случае отсрочки вылета авиакомпания обязана:

  • Пассажирам, путешествующим с детьми, не достигшими 7 лет, дать доступ в комнату матери и ребенка;
  • Обеспечить бесплатное хранение багажа.

Когда вылет задерживается дольше двух часов, пассажирам должны обеспечить:

  • 2 бесплатных телефонных разговора и отправку двух писем по электронной почте;
  • Предоставление напитков.

В случае, если отлет задерживается дольше четырех часов, авиаперевозчик должен организовать горячую еду пассажирам с интервалом 8 часов днем и 6 – ночью. Обычно выдаются талоны в определенные рестораны в аэропорту.

Если задержка вылета самолета дольше, чем 6 часов ночью и 8 днем, компания-авиаперевозчик должна бесплатно:

  • разместить своих пассажиров в ближайших отелях;
  • обеспечить транспорт из аэропорта в отель и обратно.

Важно! Пассажиров не имеют право селить в номерах вместе с незнакомыми людьми, распределять по разным номерам членов семьи без их согласия и т.д.

Дополнительная информация. Если пассажира не устраивает гостиничный номер, предоставляемый авиакомпанией, он может поселиться за свой счет и впоследствии предъявить платежные документы для возмещения в головной офис авиаперевозчика.

Что делать при задержке вылета

Бывает так, что пассажир следует по сложному маршруту, включающему в себя один и более стыковочных рейсов. В такой ситуации опоздание на стыковочный рейс из-за задержки предыдущего по вине авиаперевозчика рушит все путешествие.

Есть несколько нюансов, которые надо знать пассажиру:

  1. Если все рейсы совершает одна компания, и оформлен один билет. В таком варианте пассажир не должен ни о чем беспокоиться – авиакомпания обязана за свой счет отправить своего клиента в пункт назначения другими своими рейсами и чем быстрее, тем лучше, потому что промедление увеличивает расходы авиаперевозчика (питание, проживание пассажира и т.д.);
  • Если оформлен один авиабилет, а рейсы выполняют две компании. Здесь тоже нет повода волноваться. Так как такие стыковочные рейсы осуществляют компании-партнеры, то компания-виновник опоздания пассажира на стыковочный рейс обязана уладить все проблемы со своим партнером за свой счет и отправить пассажира следующим же рейсом в аэропорт назначения;
  • Стыковочные рейсы оформлены разными билетами, выполняются одной или разными авиакомпаниями. Пассажир должен знать, что приобретая разные билеты и самостоятельно выбирая стыковки, он сильно рискует, т.к. в этом случае он не является транзитным пассажиром. Если первый рейс задерживается, то билет на стыковочный попросту пропадает.

Важно! Если пропадает билет на стыковочный рейс, купленный туда и обратно, то аннулируется и обратный авиабилет, как в случае если бы пассажир не явился на рейс.

Сразу же после объявления о задержке вылета нужно ставить на авиабилете штамп – соответствующую отметку у представителя авиакомпании. Далее надо связаться с другой авиакомпанией, на чей рейс пассажир опаздывает, и попросить оформить бронирование на следующий рейс и при этом не аннулировать обратный билет. Чаще всего авиакомпании идут навстречу своим клиентам.

Если не получилось избежать неприятных последствий, и обратный билет аннулирован, то придется покупать другие авиабилеты за свой счет, при этом сохраняя все чеки и квитанции, а также билет с отметкой о задержке рейса.

Впоследствии можно будет направить в офис авиакомпании-виновника опоздания письменную претензию с требованием возместить возникшие расходы, приложив к ней все финансовые документы и билеты. Но по правилам в этом случае компания не обязана компенсировать пассажиру денежные потери, и он может рассчитывать только на возмещение ущерба за задержку рейса виновной компании.

Важно! Претензия в письменном виде должна быть подана авиаперевозчику в течение 6 месяцев после инцидента, не позднее.

Рассмотрим, в каких случаях авиаперевозчик не несет ответственность за задержку рейса. Существует ряд объективных причин, снимающих с авиакомпании вину за откладывание вылета, вне зависимости от того, чартерные рейсы или регулярные. К ним относятся следующие:

  • ухудшение метеоусловий;
  • авиалайнер технически неисправен;
  • загруженность аэропорта;
  • иные форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, ограничения на выполнение полетов и т.д.).

Во всех других случаях компании-авиаперевозчики ответственны за своевременную доставку своих клиентов в пункт назначения, в частности:

  • ошибочно составленное расписание полетов;
  • авиалайнер либо экипаж самолета не готов к полету;
  • ситуация, именуемая овербукинг: когда авиабилетов продают больше количества посадочных мест в авиалайнере данного рейса (часто авиакомпании продают билетов больше, т.к., согласно статистическим данным, несколько пассажиров всегда отменяют свои поездки в последний момент);
  • продано мало билетов, и полет нерентабелен (часто случается с чартерными рейсами);
  • во всех остальных случаях, если не доказано, что это форс-мажор.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, то ситуация может быть разрешена следующим образом:

  • отправка пассажиров до места назначения другими рейсами;
  • денежная компенсация убытков и потерь.

Важно! Пассажиру следует помнить, что если авиакомпания отправляет его другим рейсом, даже другой авиакомпании, то никаких дополнительных денег брать с него не должна, даже в случае, когда маршрут становится длиннее, а авиабилет дороже.

Денежное возмещение ущерба

В Российской Федерации

Если рейс задержали, то пассажирам положена денежная компенсация. По законам России расчет суммы возмещения ущерба, причиненного задержкой вылета, рассчитывается по МРОТ: за час отсрочки вылета начисляется по 3% от цены авиабилета (Закон «О защите прав потребителей»), и по 0,25% от МРОТ за час ожидания, при этом максимально возможной суммой компенсации является 50% цены авиабилета («Воздушный кодекс» РФ).

В странах ЕС

Иначе рассчитывается компенсация за отложенный вылет в Евросоюзе. Специальное постановление Европарламента регламентирует обязанности авиаперевозчиков и порядок расчета величины компенсационных выплат.

Данным правилам обязаны подчиняться:

  • все авиаперевозчики, начальным пунктом маршрута которых является аэропорт в стране ЕС (даже, к примеру, Аэрофлот или любая другая российская компания-авиаперевозчик, вылетающие из Европы);
  • авиакомпании, имеющие регистрацию в качестве авиаперевозчика в любой из стран Еврозоны, если конечным пунктом маршрута является аэропорт, находящийся в Евросоюзе.

Согласно этому документу, сумма компенсации к выплате пассажиру определяется, исходя из времени ожидания отложенного рейса и дальности перелета.

Расчет суммы компенсации

Attention: The internal data of table “45” is corrupted!

Важно! При ожидании вылета дольше 5 часов пассажиру по его просьбе должны возместить всю стоимость авиабилета даже, если потребуется вернуть его в исходный пункт путешествия.

Компенсационная выплата положена пассажиру в том случае, если отменили вылет, но оповестили его об этом меньше чем за 13 дней до даты путешествия. Сумма рассчитывается исходя из продолжительности ожидания альтернативного рейса, его протяженности.

В США

В Штатах ситуация с задержанными и отмененными рейсами несколько иная. Законодательством практически не предусматривается возмещение ущерба от отмены или долгого ожидания вылета, за исключением случаев, когда пассажир не попадает на борт самолета из-за овербукинга.

На практике авиакомпании стараются отправить клиентов ближайшими рейсами, но если авиабилет стоит больше, пассажир доплачивает сам. Нет преференций ни в виде бесплатных звонков по телефону, ни электронных писем, ни питания, в отличие от правил РФ и Евросоюза.

Документы для возмещения затрат

Что делать пассажиру, вылет которого откладывается? Первым делом нужно обратиться на стойку регистрации авиакомпании и узнать, почему вылет отложен, попросить поставить на билете отметку о том, что рейс задерживается. При этом представитель компании должен поставить на авиабилет печать или фирменный штамп. Потом, при посадке в самолет, нужно поставить отметку о времени вылета, также заверенную штампом. Таким образом, при подаче претензии в центральный офис авиаперевозчика будет официально подтверждена задержка рейса.

Важно! В том случае, если в аэропорту нет представительства авиаперевозчика, штамп могут поставить на информационной стойке представители аэропорта. Но даже если отметки о задержке не будет, она подтверждается многими документами, оформляемыми как в соответствующих службах аэропорта, так и в самой авиакомпании.

После размещения в отеле за свой счет нужно сохранить все платежные документы об оплате номера и трансфере между аэропортом и отелем.

По возвращении нужно составить и подать в центральный офис компании претензию с требованием о выплате компенсации, приложив к ней все подтверждающие документы (авиабилет с отметками, документы по дополнительным непредвиденным расходам и т.д.).

Важно! Следует помнить, что подать претензионное письмо необходимо до истечения 3 месяцев с момента инцидента. Авиакомпания должна дать ответ в течение 1 месяца с даты получения претензии.

Важно! При подаче претензионного письма его нужно оформить в 2 экземплярах и получить от представителей компании отметку с входящим номером и датой получения на втором, оставляемом себе экземпляре письма.

При рассмотрении жалобы пассажира разбор дела происходит по законам той страны, где произошел инцидент, вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован авиаперевозчик. Так, если инцидент произошел в российском аэропорту с компанией «Люфтганза», то разбирательство будет проходить в России, если ответчиком является российская компания-авиаперевозчик по случаю на территории Евросоюза, то дело будет рассматриваться в соответствующей стране Еврозоны и по действующим там законам и правилам.

Видео

Если задержали рейс, если маршрут сложный, между стыковочными перелетами слишком мало времени, и путешествие под угрозой срыва, не стоит паниковать. Зная свои права и обязанности авиакомпании перед клиентами, можно не только успешно добраться в пункт назначения, но и получить материальную компенсацию за причиненные неудобства.

Невозможно предусмотреть все на свете. Можно купить самые выгодные билеты на самолет, но при этом не улететь, так как уже в зале прилета выясняется – рейс задержан. Неприятность эта почти всегда сопряжена для путешественника с целой лавиной сопутствующих проблем, начиная от того, где и на какие деньги поесть во время длительного ожидания, и заканчивая тем, как все-таки попасть в нужную точку прилета, так как там заказан отель, происходит важное мероприятие, должна произойти пересадка на другой авиарейс и т.д.

И поскольку способностями ясновидящих из нас мало кто обладает, будет полезно на досуге узнать, что делать если задержали рейс, так как паника и гнев в такой ситуации – наихудшие советчики. Прежде всего, порядок действий зависит от того, на какое именно время произошла задержка..

Что делать пассажиру, если задержали рейс на самолет?

Даже в том случае, если время ожидания рейса невелико, скажем, 1 час или немногим более, не следует пускать дело на самотек. Нужно сразу после объявления отправиться к стойке информации и потребовать от сотрудника дать разъяснение. Ответа при таких задержках обычно нет, но главная цель такого похода в том, чтобы поставить отметку на билетах о задержке. Это послужит в дальнейшем при любых разбирательствах неоспоримым доказательством.

Время задержки и ее причины могут быть любыми, но каждый пассажир должен знать, что делать если задержали рейс на самолет. В этот список входит:

  1. Предоставление места в комнате матери и ребенка пассажиркам с детьми младше 7 лет.
  2. Прием на хранение багажа до момента вылета.

Освободив руки от чемоданов и разместившись с детьми в комфортных условиях ожидать отложенный рейс несравнимо удобнее. Дальнейшие услуги перевозчик предоставляет в зависимости от времени задержки.

Если рейс задерживают на 2 часа и более пассажир вправе требовать:

  1. Возможности совершить 2 бесплатных телефонных звонка в любую точку мира, а также отправить бесплатно 2 сообщения через сеть Интернет.
  2. Напитки (вода, чай, кофе, соки) в требуемом количестве.

Если рейс задержали на 4 часа и более, то в перечень требований можно смело включать:

  1. Горячее питание сразу, а далее через каждые 6 часов днем и 8 часов – ночью.

Если задержали рейс на 6 часов или более, все пассажиры рейса перевозчиком должны быть обеспечены:

  1. Местом в гостинице до самого момента вылета. Гостиничный номер предоставляется всем пассажирам рейса днем после задержки более 8 часов, а ночью после задержки более 6 часов. Не имеет значения, сколько раз в аэропорту продлевали объявления о задержке, отсчет ведется от времени на билетах.
  2. Транспортировкой от здания аэропорта до отеля транспортом аэропорта.

Все перечисленные услуги пассажир вправе получить абсолютно бесплатно. При этом любые оправдания не имеют значения, так как правила обязывают перевозчика заботиться о клиентах при любых обстоятельствах. В случаях, когда рейс задержан по вине авиакомпании, тогда номером в гостинице и горячим обедом она уже не отделается. Всем пассажирам рейса дополнительно причитается:

  1. 3% от цены билета, помноженные на число часов задержки вылета (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
  2. 0,25% от минимального размера оплаты труда по числу часов задержки вылета.

Суммарно за счет компенсации пассажир сможет вернуть до половины от стоимости авиабилета (ст. 120 «Воздушного кодекса РФ»). Разумеется, если вылет так и не состоялся, то пассажир получит обратно стоимость билетов, помимо причитающихся компенсаций. Все перечисленные суммы компенсаций действуют в России, но в странах ЕС они значительно выше. Пропорционально времени перелета и расстоянию пассажир, получивший уведомление от авиакомпании об отмене рейса менее, чем за 14 дней до даты вылета, может получить компенсацию до 600 евро.

Важно: не стоит слишком долго ждать, если задержали рейс самолета, пока перевозчик оплатит гостиницу или горячий обед. Оплачивайте все самостоятельно, но сохраняйте все платежные документы: чеки, квитанции, так как позднее деньги будут возвращены, но, правда, уже через суд.

Также не стоит волноваться из-за пересадок. Если в месте посадки вы должны были пересесть на другой самолет, то перевозчик обязан предоставить место в самолете на другой рейс с тем же пунктом прибытия. Доплачивать за новый билет не придется ни копейки, даже если вас разместят в бизнес-классе вместо эконома. А вот если изначально билет был куплен в бизнес-класс, а новый предлагается только в экономе, то требовать свои деньги обратно нужно обязательно!

Как получить деньги с перевозчика, если задержали рейс самолета?

Чтобы получить все потраченное обратно, нужно написать от своего лица заявление в авиакомпанию, и попросить возместить все затраты, а также выплатить причитающуюся компенсацию за задержку вылета. К этому заявлению приложите:

  • чеки на оплату отеля и питания;
  • справку со стойки информации аэропорта о задержке рейса;
  • авиабилет.

Эту претензию не обязательно срочно нести куда-то, ее вполне можно отправить на юридический адрес перевозчика по почте, но не позднее, чем спустя 6 месяцев от даты задержанного вылета. Обычно вполне достаточно такой претензии, чтобы получить деньги обратно на указанный в письме свой счет в банке. Если же ответа так и не последовало, можно смело обращаться в суд, ведь закон на вашей стороне!

Если же вы должны были лететь по турпутевке, частью стоимости которой являлись авиабилеты, то с туроператора можно дополнительно стребовать возврат денег за те оплаченные дни, что вы провели в ожидании вылета. Эту претензию нужно поторопиться подать в офис туроператора в срок до 20 дней с даты, когда оканчивается действие подписанного договора об оказании услуг.

Куда жаловаться?

Для пассажира имеет значение, с авиакомпанией какой страны он имеет дело. Отмены и задержки внутренних рейсов российских авиакомпаний рассматриваются по российскому законодательству. Точно также рассматриваются жалобы пассажиров на иностранных перевозчиков, нарушивших свои обязательства перед российскими путешественниками. Стоит отметить, что отправляясь в путешествие, нужно не только купить билеты на самолет, но и страховку для выезда за границу .

Рассказать друзьям:

Авиаперелеты давно перестали быть уделом избранных. Путешествие на самолетах, безусловно, самый быстрый и мало утомительный способ оказаться в другом городе, стране или вообще на ином континенте. А при грамотном и заблаговременном планировании он может быть даже менее затратным, чем поездки на поездах или автомобилях.

От того с каждым годом все больше людей по всему миру отправляются в отпуска или командировки на самолетах. А потому многие наверняка хотя бы раз сталкивались с такой неприятной ситуацией как задержка своего рейса. Причин тому может быть множество, все-таки воздушные перевозки - это чрезвычайно сложный процесс, сбой на любом из его этапов чреват отсрочкой времени вылета.

Самые частые причины задержки рейса

  • Метеорологические условия

Из-за них движение самолетов может быть полностью приостановлено, либо потребуется дополнительная обработка воздушного судна, к примеру, специальным средством от образования наледи.

Нередки случаи, когда пассажирам одного рейса приходится ждать стабилизации погоды, а те, кто летит на самолете другого авиаперевозчика благополучно идут на посадку. Хитростей тут нет – дело в том, что так называемые погодные минимумы везде разные. Отличия в ограничениях по движению есть не только у лайнеров различных моделей, но и у каждого отдельного экипажа. Превышать разрешенные пороги крайне опасно.

  • Выявленные неисправности авиалайнера

Если они незначительны, то их устранят, как говорится, на месте, если же поломка технически сложна – самолет отправят на ремонт, а для пассажиров подыщут другое воздушное судно.

О задержке рейса из-за неисправности представители любой авиакомпании говорят неохотно. Это портит репутацию. И пугает многих пассажиров, даже тех, кто не страдает аэрофобией. Потому, чаще всего о том, что самолету потребовался ремонт, пассажирам не сообщается.

  • Позднее прибытие авиалайнера

Это одна из наиболее распространенных причин, которую публично озвучивают в аэропортах при задержке рейса – для пассажиров она звучит наиболее безобидно. И потому ей часто злоупотребляют.

  • Сбой в работе наземных служб

Если в цепочке всех необходимых действий, которые производят в аэропорту с самолетом за стыковочное время, с момента прилета до вылета, возникает задержка, это неизменно повлечет за собой и отсрочку рейса. Это может быть и медленное снятие багажа, и нерасторопная уборка салона, и опоздание нового экипажа - причин масса.

В большинстве случаев, когда посадка на борт авиалайнера откладывается на 20-30 минут, для многих это не представляет особых проблем. Но вот если ждать приходится по несколько часов, то пассажиры вправе требовать определенных компенсаций.

Если вы ждете заветного объявления о начале регистрации на свой рейс больше часа, в первую очередь нужно попросить объяснений у работников за информационными стойками. Надеяться на развернутое разъяснение причин задержки, конечно, не стоит. Скорее всего, вам сообщат о неблагоприятных погодных условиях или позднем прибытии рейса, что может и не соответствовать реальности.

В любом случае, надо попросить поставить в посадочном билете отметку о том, что рейс вылетел не вовремя . Она станет основанием для требования определенных бесплатных услуг, гарантированных Федеральными авиационными правилами.

При задержке рейса на срок до двух часов всем его пассажирам перевозчик обязан предоставить:

  • хранение багажа;
  • пребывание в комнате матери и ребенка тем, кто летит с детьми до семи лет.

Задержка рейса более двух часов

В этом случае российское законодательство предусматривает для каждого пассажира:

  • два звонка по телефону , причем не только по внутригосударственным, но и по международным линиям, или же два сообщения по e-mail;
  • за счет перевозчика должна быть организована раздача прохладительных напитков .

Задержка рейса более четырех часов

Если томиться в ожидании в залах аэровокзала приходится уже больше четырех часов, то пассажиры вправе требовать горячее питание .

Впоследствии правилами регламентировано, что горячая пища должна подаваться в дневное время с интервалом в 6 часов, а в ночное - каждые 8 часов.

Задержка рейса на 6 часов и более

Когда вылет задержан на четверть суток или более, авиаперевозчику придется раскошелиться и оплатить пребывание в гостинице своих не улетевших вовремя пассажиров.

Отель предоставляется , если рейс задержан на срок более 6 часов ночью, или более 8 часов днем; дорогу к гостинице также оплачивает авиакомпания.

На какие компенсации можно рассчитывать

Дополнительные расходы перевозчика ожидают и в том случае, если рейс задержан по его вине. Согласно «Воздушному кодексу РФ» за каждый час ожидания пассажиру полагается возмещение - 3 процента от цены билета . А еще - по четверти процента от размера МРОТ , также каждый час задержки вылета. Правда, не больше, чем половина стоимости билета.

По Закону «О защите прав потребителей» авиакомпания будет обязана и компенсировать пассажирам те убытки, которые они понесли из-за опоздания в пункт назначения. Это могут быть оплаченные билеты на другой вид транспорта, в театры, мюзиклы, оперы, концерты или на экскурсии. Соответственно, не забывайте сохранять все квитанции об оплате и сами билеты .

Если авиабилеты входили в стоимость туристической путевки, то от перевозчика можно потребовать и компенсации за оплаченные, но пропущенные дни проживания в гостинице. Претензию в этом случае надо подать в течение 20 дней после момента окончания действия договора об оказании туристических услуг, то есть сразу по возвращении домой.

Когда задержка одного рейса становится причиной опоздания на стыковочный рейс той же авиакомпании, то пассажиров бесплатно перевезут другим самолетом. При этом им не придется доплачивать за места в бизнес-классе, если в «экономе» уже нет свободных кресел. А вот если у вас был оплачен полет в «бизнесе», а лететь предлагают в бюджетном хвосте самолета - требуйте возвращения разницы в цене.

Есть шанс взыскать с авиафирмы и моральный, и материальный вред из-за упущенной вследствие опоздания выгоды. В этом случае, доказательствами станут разработанные презентации проектов, бизнес-планы, бланки подготовленных на подпись контрактов и др.

Как добиться компенсации?

Если перевозчик не выполняет своих обязательств, не огорчайтесь. Сначала потребуйте у администрации аэровокзала справку о задержке вылета вашего самолета с указанием причины . А затем смело отправляйтесь в ресторан и заказывайте любое блюдо, снимайте номер в гостинице, добирайтесь до нее на такси (тут главное пользоваться услугами официальных фирм, которые выдают чеки) - все это впоследствии возместит авиаперевозчик.

В нашей стране в течение полугода после неприятного происшествия нужно направить авиакомпании претензию с просьбой возместить свои незапланированные траты. К бланку заявления надо приложить ксерокопии билета, справки о задержке рейса и всех имеющихся чеков, выданных в ресторане, гостинице, такси и пр.

Против такого набора бумаг в нашем бюрократическом государстве устоять сложно - почти наверняка фирма-перевозчик оперативно решит вопрос в вашу пользу. По закону рассматривать подобные обращения пассажиров можно не дольше одного месяца .

Но если руководство авиакомпании не захочет решать проблему полюбовно - пишите исковое заявление в суд . К нему также нужно приложить копии чеков, квитанций, справок, а также официальный ответ представителей авиакомпании на просьбу возместить расходы.

Добиваться возврата своих денежных средств через систему российского судопроизводства дело, конечно, не самое быстрое и приятное. Но если действовать решительно, то добиться возмещения можно с минимальными временными потерями.

Итак, если подытожить все вышесказанное, то отправляясь в авиапутешествие, надо быть готовым к возможности вылета не в обозначенное в расписании полетов время. Нужно сохранять все отчетные документы, полученные во время долгого вынужденного пребывания в аэропорту (чеки, квитанции, справки), а также оплаченные, но не использованные из-за опоздания билеты на развлекательные мероприятия в том месте, куда летите.

И, пожалуй, самое главное, всегда имейте на счету дополнительные финансовые средства - они потребуются, если авиаперевозчик откажется выполнять свои обязательства по организации питания и размещения в гостинице пассажиров задержанного рейса. Но все понесенные траты потом будут возмещены.

Видео на тему: «Что делать, если рейс задержали»

Во время путешествий может случиться всякое, но самое распространенное бедствие, с которым сталкиваются авиапассажиры, — задержка или отмена авиарейса. Часто в этом случае многие впадают в панику, и у многих возникает вопрос — что делать и как отстаивать свои права? «Мойка78» публикует краткую инструкцию на этот случай.

По словам юристов, обязанности российских авиакомпаний в случае задержки или отмены рейсов четко прописаны в федеральных Авиационных правилах и Воздушном кодексе РФ. Если ваш рейс задержан или отменен, авиаперевозчик обязан:

1. Бесплатно предоставить «комнату матери и ребёнка» пассажиру с ребёнком в возрасте до 7 лет.

2. Дать возможность бесплатно совершить два телефонных звонка или отправить два смс-сообщения (или сообщения по электронной почте) при задержке рейса более чем на два часа.

3. Бесплатно обеспечить всех пассажиров водой и прохладительными напитками при задержке вылета более чем на два часа.

4. При задержке более четырех часов обеспечить пассажиров горячим питанием. Далее питание должно предоставляться каждые 6 часов днем и каждые 8 часов — ночью.

5. При задержке рейса более чем на 8 часов днем и более чем на 6 часов — ночью авиакомпания должна бесплатно разместить всех пассажиров в гостинице. При этом трансфер пассажира из аэропорта в гостиницу и обратно — также за счет авиаторов.

Кстати, обедать и размещаться в отеле пассажир может и сам. Но если он будет делать это в дорогих ресторанах и гостиницах, то потом придётся доказать в суде целесообразность таких трат. В любом случае нужно собирать все чеки и квитанции за питание и проживание за время вынужденного ожидания. Эти документы потом можно будет приложить к претензии в адрес авиакомпании. Европейские авиакомпании и любые перевозчики, вылетающие из аэропортов Европы, кроме питания и размещения в отеле обязаны выплатить пассажиру компенсацию от 250 до 600 евро — в зависимости от времени задержки и дальности перелёта.

Если рейс отменили, то авиакомпания обязана предложить вам альтернативный рейс. Его может совершать как изначальный перевозчик, так и сторонний. При альтернативных перелётах могут быть предложены другие даты или рейсы с пересадкой. Если альтернатива вас не устроила, вы можете прямо в аэропорту вернуть полную стоимость билета. Это касается как прямых рейсов, так и рейсов с пересадкой. Время задержки рейса отсчитывается ровно со времени отправления, указанного в билете изначально.

Что касается денежных компенсаций, то пассажир может претендовать на них, только если авиакомпания не может доказать свою непричастность к форс-мажору. По статье 120 Воздушного кодекса РФ, перевозчик обязан выплатить пассажиру штраф в размере 25 процентов от МРОТ за каждый час просрочки (но не более половины стоимости билета). А также «неустойку» в размере 3 процентов стоимости билета — за каждый час просрочки (по закону «О защите прав потребителей»).

Как «задержанному» пассажиру получить все блага, которые ему причитаются? Ведь работники авиакомпаний часто не хотят выполнять свои обязанности, ссылаясь на никому не ведомые «положения» и «инструкции», отсутствие пищи, воды и т.д.

Эксперты советуют — нужно обязательно найти представителя «проштрафившейся» авиакомпании и жестко потребовать от него исполнения «неденежных» обязательств (питание, напитки, размещение в гостинице и т. д.) Для четкой фиксации задержки рейса нужно получить на стойке регистрации справку или специальный штамп. Также можно сфотографировать табло, на котором отражена информация о задержке или отмене рейса. В момент вылета после задержки нужно обязательно требовать при посадке на рейс, чтобы вам поставили на билете штамп с актуальным временем посадки. Если авиакомпания потом откажется выплачивать вам компенсацию, эта информация послужит доказательством в суде.

После того, как вы успешно долетели, нужно обязательно написать в авиакомпанию письмо с требованием выплатить компенсацию за задержку или отмену рейса. Если ее руководство откажется это делать, можно смело идти в суд.

Важно помнить: авиакомпания не несёт ответственности перед пассажирами за задержку или отмену рейса в следующих случаях.

1. Природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны, извержения вулканов и т.д.) Причём как в точке вылета, так и в месте прибытия.

2. Условия общественной жизни, влияющие на безопасность полётов (военные операции, эпидемии).

3. Национальные или отраслевые забастовки.

4. Государственный карантин или ограничение перевозок на определённом направлении.

5. Устранение неисправности авиалайнера, угрожавшее жизни и здоровью пассажиров.

Эксперты говорят — как правило, авиакомпании при отмене или переносе рейса ссылаются на любой из этих пяти пунктов, ведь это минимизирует её ответственность перед пассажирами.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.